II. Особенности двигательной сферы.
1. Асимметрия коры больших полушарий (левша или правша).
2. Походка. Не норма:замедленность; ускоренность; неуверенность; раскоординированность; рассогласованность движений рук и ног.
3. Мелкая моторика (включая особенности почерка). Не норма: замедленность; ускоренность; раскоординированность.
4. Мимика. Не норма:отсутствие мимических реакций, невыразительность, маскообразность лица.
Норма: средний уровень выразительности, изменение мимики при реагировании на происходящее; ярко выраженные мимические реакции, богатство выразительных средств.
5. Жестикуляция во время речи: отсутствует; средний уровень выраженности; ярко выражена.
6. Речевые характеристики
а) темп: дрожание голоса, заикание; замедленный темп речи; ровный темп речи, уверенность, спокойствие; ускоренный темп речи (тараторит, проглатывает слова); неравномерный.
б) интонация:
- бедный интонационный рисунок, речь невыразительна, монотонность;
- использование интонации для постановки смысловых акцентов;
- богатый интонационный рисунок, яркость, выразительность речи.
в) громкость:
- низкий уровень (тихий голос);
- средний уровень;
- высокий уровень (громкий, звучный голос). Отмечается наличие голосовых модуляций.
7. Общий темп работы
- низкий, медлительные, тормозные двигательные реакции;
- средний;
- высокий;
-неравномерный.
Необходимо обратить внимание на наличие импульсивных реакций. Они могут свидетельствовать о том, что ребенок перенес черепно-мозговую травму.
8. Работоспособность
- низкая (быстрая утомляемость, истощаемость);
- средняя;
- высокая.
III. Эмоциональный фон (фон настроения).
- снижен (плаксивость, грусть);
- ровный, спокойный;
- повышен (радость, удовлетворение);
- неустойчивый.
Отмечается степень выраженности эмоционального реагирования.
IV. Познавательные процессы.
Внимание
- частые колебания внимания, отвлекаемость, рассеянность либо расторможенность в поведении, ошибки из-за невнимательности;
- сосредоточенность, способность сконцентрировать внимание на выполняемой деятельности;
- устойчивость внимания, продолжительность сосредоточения на выполняемой деятельности;
- переключаемость внимания, переход от одного вида заданий к другому (отмечается шаблонность, персеверация, что может свидетельствовать о ЗПР, УО, ригидности, инертности).
Память
- логическое либо механическое запоминание, что позволяет сделать вывод о понимании учебного материала.
Возможно определение преобладающего типа запоминания (зрительный, слуховой, моторный).
Мышление
- низкий уровень развития логических операций (сравнение, установление аналогий, обобщение);
- средний уровень развития логических операций;
- высокий уровень логических операций (способность к детальному анализу и систематизации информации, наличие проблемных вопросов, способность к самостоятельному конструированию алгоритма решения учебных задач);
- нестандартность мышления, креативность.
Речевое развитие
- правильность речи, произношение, употребление слов, их согласование;
- легкость и точность выражения мысли, затрудненность речи;
- наличие связной речи;
- словарный запас.
V. Степень вовлеченности в обследование или учебный процесс, особенности мотивации.
Выделяют следующие виды мотивов:
1) мотив общения;
2) игровая мотивация;
3) состязательная мотивация;
4) мотив оценки;
5) познавательная мотивация.
VI. Оценка ребенком своих результатов.
Психолог, организующий обследование, либо учитель, проводящие урок, используют вопросы:
1) Хорошо ли ты сделал?
2)Что получилось, что не получилось?
3) Доволен ли ты своим результатом?
Этими вопросами оцениваются самооценка ребенка, его критичность.