Исследование двигательной сферы

У детей с задержкой психического развития нередко наблюдается недостаточное развитие моторики, различных видов движения. Они плохо скоординированы, снижена скорость, отсутствует ритмика и плавность движений. Известно, что каждый участок мозга вносит свое специфическое участие в организацию полноценного предметного действия, соответственно по двигательным нарушениям можно определить, какой участок мозга «не срабатывает».

1. Кинестетический праксис(праксис — способность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия). По нему исследуются кинестетические ощущения, которые обеспечиваются теменными зонами коры больших полушарий головного мозга.

• Праксис поз по зрительному образцу (4—5 лет). Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается несколько поз пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

• Праксис поз по кинестетическому образцу. Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как у тебя сложены пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную ранее позу.

• Оральный праксис. Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор выполняет следующие действия: улыбается; вытягивает губы в трубочку; выдвигает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам; надувает щеки; хмурится, поднимает брови и др.

Каждое движение воспроизводится ребенком. Вариантом может быть выполнение этого теста по словесной инструкции, например: «Нахмурься» или «Дотянись языком до носа». Но в этом случае следует дифференцировать вторичные ошибки, которые возникают у ребенка из-за недостаточного понимания.

2. Динамический (кинетический) праксис.Проверяется последовательность и способность переключения с одного действия на другое, что обеспечивается заднелобными отделами коры левого полушария. В этом процессе участвует мозолистое тело, координирующее совместную работу обоих полушарий.

• Проба «Кулак—ребро—ладонь» (с 7лет). Инструкция «Делай, как я». Далее выполняется последовательный ряд движений. Два раза вы выполняете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем — с зафиксированным языком (легко прикушенным) и с закрытыми глазами Поочередно обследуются обе руки. При необходимости можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например «ребро—ладонь—кулак».

• Реципрокная (перекрестная, разнонаправленная) координация рук. Инструкция: «Положи руки на стол (одна рука в кулак, другая в ладошку). Делай, как я». Несколько раз вы делаете вместе с ребенком реципрокные смены кулака и ладошки, потом предлагаете ему сделать это самостоятельно.

• Проба Хэда (с 8 лет). Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой». Предлагается выполнение одноручных, а затем двуручных проб. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза. Позы:

а) правая рука вертикально вверх на уровне груди:

б) левая рука горизонтально на уровне груди;

в) правая рука горизонтально на уровне подбородка (затем носа);

г) левая рука вертикально на уровне носа;

д) левая рука держит правое плечо (затем правое ухо).

е) левая рука вертикально на уровне груди — правая рука горизонтально ладонью прикасается к ладони левой,

Исследование двигательной сферы - student2.ru

ж) правая рука вертикально на уровне груди — левая рука прикасается кулаком к ладони правой.

3.Пространственный праксис. Ответственными за выполнение движений в пространстве являются теменные и теменно-затылочные зоны коры, а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибулярного анализаторов. В целом пространственные действия обеспечивает височно-теменно-затылочная зона.

Соматогностические функции.

Исследование двигательной сферы - student2.ru

• Проба Тойбера. Вы несколько раз одновременно прикасаетесь к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просите его показать, куда вы прикоснулись. В этом случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.

• Проба Ферстера. Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное. Обязательным условием является закрепление в памяти ребенка рисуемых знаков.

• Проекция прикосновения. Инструкция: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на "человечке"». Вы дотрагиваетесь до различных частей тела ребенка и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека. Можно использовать рисунки из альбома «Нейропсихология детского возраста» (под ред. A.B. Семенович). Размер рисунков следует увеличить до стандарта A4.

• Реиипрокная координация рук. Инструкция. «Сложи левую руку в кулак, большой палец отставь в сторону, кулак разверни пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснись к мизинцу левой. После этого одновременно поменяй положение правой и левой руки в течение 6—8 смен позиции»

4.Конструктивный праксис. Исследование оптико-пространственных действий, за которые ответственны темен-но-затылочные зоны мозга.

Копирование фигур.

Исследование двигательной сферы - student2.ru

• Тест Денманна (до 7лет). Перед ребенком кладется чистый лист бумаги. Инструкция: «Нарисуй эти фигурки». Копирование выполняется сначала одной рукой, зл-тем (на новом листе бумаги) — другой.

• Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования экспериментатор меняет для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зе-теный, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца не допускаются; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний Время копирования фиксируется.

Исследование двигательной сферы - student2.ru

Исследование двигательной сферы - student2.ru

• По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой Тест применим с 7 лет.

• Копирование изображении с поворотом на 180 градусов. Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг др\-га, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематического «человечка». Инструкция «Нарисуй себе такого же 'человечка", но так. чтобы гы видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается инструкция «А теперь у своего человечка я нарисую руку. Где будет рукл у твоего человечка?» Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняют его ошибки. Затем для копирования предлагается сложный треугольник. Инструкция: «Переверни ксебе эту фигурку».

5. Реакция выбора движений по речевой инструкции (двигательныепрограммы). Исследование роли речи, регулирующей движения, за которые ответственны лобные и лобно-височные зоны мозга.

Инструкция: «На один стук подними руку и сразу опусти. На два стука — не поднимай руку. Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму палец покажи мне кулак».

Наши рекомендации