Методические рекомендации преподавателям по дисциплине. Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение:
Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение:
Ролевых игр – формы коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников.
Индивидуальные творческие задания для магистрантов.
Дискуссионные технологии. Учебная дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем все участники участвуют в организации этого обмена. Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной интеллектуальной деятельности.
Мультимедийные технологии– это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения – носителей информации (ДСО).
Мультимедийные технологии позволяют:
• повысить информативность лекции;
• стимулировать мотивацию обучения; повысить наглядность обучения;
• осуществить повтор наиболее сложных моментов лекции (тривиальная избыточность);
• организовать внимание аудитории в фазе его биологического снижения (25-30 минут после начала занятия и последние минуты занятия) за счет художественно-эстетического выполнения слайдов-заставок или за счет разумно примененной анимации и звукового эффекта;
• осуществить повторение (обзор, краткое воспроизведение) материала предшествующего занятия;
• создать преподавателю комфортные условия работы на лекции или практическом занятии.
Игровые технологии:деловая учебная игра, ролевая игра, психологический тренинг.
Деловая учебная игра– моделирование профессиональной деятельности и ролевое взаимодействие по игровым правилам участвующих в ней специалистов, в определенном условном времени, в атмосфере неопределенности, при столкновении позиций, с разыгрыванием ролей и оцениванием.
Ролевая играпредполагает деятельность студентов в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направления и исход игры.
Работа в малых группах — эта технология дает возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций и др.
9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине
Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.
Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.
Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы.
Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачета.
Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.
Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся
Работа над понятиями
1. Знать термин.
2. Выделить главное в понятии.
3. Выучить определение.
4. Уметь использовать понятие в различных формах ответа.
5. Работа с источником информации:
1. Познакомиться в целом с содержанием источника информации:
а) чтение аннотации источника;
б) чтение вступительной статьи;
в) просматривание оглавления;
г) чтение источника с выделением основных проблем и выводов;
д) работа со словарем с целью выяснения значений понятий.
2. Составить план темы:
а) выделить логически законченные части;
б) выделить в них главное, существенное;
в) сформулировать вопросы или пункты плана;
г) ставить вопросы по прочитанному.
6. Конспектирование:
1.Определить цель конспектирования.
2.Составить план.
3. Законспектировать источник:
а) указать автора статьи, ее название, место и год написания, страницы;
б) составить конспект по следующим формам (по указанию преподавателя или выбору студента): 1. Цитатный план. 2. Тезисный план.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:
а) основная литература
4. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010. – 191 с.
5. Савенков А.И. Маленький исследователь: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Самара, 2011. – 24 с.
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара, 2010. – 185 с.
7. Савенков А.И. Психодидактика. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 360 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).
8. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: «Генезис», 2010. – 440 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).
9. Феноменология современного детства: сб. научн. ст. / М-во образования и науки РФ / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Федер. ин-т развития образования, 2013 – 226 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).
Первоисточники:
1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М., 2002.
2. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, № 4, 1990. – С. 5 – 13.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. – 456 с.
4. Дзикики А. Творчество в науке. – М., 2001.
5. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. – М., 2001.
6. Леонтович А.С. Исследование как основа построения образовательной деятельности // Научно-исследовательская деятельность учащихся. – М., 2001. – С. 24 – 27.
7. Майерс Д. Интуиция. – СПб.: Питер, 2009. – С. 24 – 66.
8. Матурана Р.У., Варела Х.Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. – М., 2001.
9. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М., 2001. – С. 48 – 46.
10. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников, №4, 2003. – С.18 – 23.
11. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
12. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
б) дополнительная литература
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. – 456 с.
11. Гальтон Ф. Наследственность таланта. Законы и последствия. М., 1996. – 325 с.
12. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 32 с.
13. Савенков А.И. Педагогика и психология образования. – В 2-х т. Т. 2. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).
14. Савенков А.И. Педагогика и психология образования.– В 2-х т. Т. 1. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с. (Фундаментальная библиотека МГПУ).
15. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480 с.
16. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис. 2005. – 203 с.
17. Савенков А.И. Я-исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – 2-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. – 32 с.
18. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997. – 147 с.
19. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. – 384 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. – 360 с.
в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение
Использование информационных ресурсов Интернета в очной и заочной форме, в системе экстерната. Обучение в дистанционной форме. Технология обеспечивает повышение эффективности учебного процесса, а также обеспечивает каждому магистранту участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях.
Электронная почта, чат, чат-форумы, блоги, википедия.
Мультимедиа как совокупностью технологий, одновременно использующих несколько информационных средств.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
39.http: // psy-school.narod. ru –статьи, книги, тесты.
40.http: // psychology.net. ru – тренинги, семинары, тесты, книги, рефераты, консультации.
41.http: //www.ety-deti. ru – новинки детской психологии, статьи, игры, тесты, книги.
42. http: // psycheia. ru – статьи, тесты, методики, книги.
43.http: // www.psy-files/ ru / - статьи, тесты, книги.
44.http://www.psihologu.info/ (Российский) - набор программ и методик психодиагностики дошкольников и школьников, рисуночные тесты, рекомендации для родителей.
45.http://www.psyedu.ru/ (Российский) - Электронный журнал "Психологическая наука и образование" - специализированное научно-практическое издание, предназначенное для широкого круга читателей: психологов, педагогов, студентов, изучающих психологию и др.
46.http://www.voppsy.ru/ (Российский) - Электронная версия журнала "Вопросы психологии".
47.http://www.psyjournals.ru/kip/ (Российский) - Международный научный журнал «Культурно-историческая психология». Периодическое специализированное научное издание для психологов, историков и методологов науки, философов, дефектологов, антропологов — специалистов в смежных областях фундаментального и прикладного человекознания.
48.http://magazine.mospsy.ru/ (Российский) - "Московский психотерапевтический журнал" - первое отечественное издание, целиком посвященное вопросам психотерапии и психологического консультирования. Специализированное психологическое научно-аналитическое издание.
49.http://psyjournals.ru/exp/ (Российский) - Московский городской психолого-педагогический университет.
50.http://bologna.mgimo.ru/.
51.http://bologna.spbu.ru/chronicle.php
52.www.europa.eu.int/comm/education/Eras-mus/trend2.pdf
53.www.UNESCO.org/education/studyingabroad.
54.www.hrk.de/vbsmodule/texte/std.../bachelor_master/.
55.www.aha/ru/-moscow64/educational_book.
56.www.ac.wwu.edu/-wwuacs/bachelors.html.
Интернет-ресурсы:
http://imslp.org/wiki/Category:Composers - иностранный ресурс, зато всё есть ;)
http://notes.tarakanov.net/ - тут всё по-русски :)
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Vugotsk/_PsIskus_Index.phphttp://fdstar.com/2007/08/11/kpatkoe_posobie_po_teopii_muzyki.html
http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=666
http://www.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=121:norm_doc8&Itemid=134
http://www.prosv.ru/ebooks/Kritskaya_Muzika_1-4kl/index.html
http://festival.1september.ru/articles/subjects/14
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Учебная и научная деятельность магистрантов по освоению дисциплины сопровождается:
· работой с печатными изданиями – периодикой, фрагментами нормативно-правовых документов и научно-практических материалов;
· презентациями по различным аспектам и проблемам инновационных процессов;
· наличием в библиотеке пособий, указанных в списке основной литературы, наличием в кабинете для занятий доски, видеопроектора.
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ
«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в высшей школе»
Направление подготовки /специальность
44.04.04 Психолого - педагогическое образование
Профиль подготовки
Психология и педагогика высшей школы
Москва
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по
44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
«16» апреля 2010 г. № 376.
Разработчики:
ГАОУ ВО МГПУ профессор Коджаспирова Г.М.
Эксперты:
ФГБОУ ВПО МПГУ профессор Джуринский А.Н.
ГАОУ ВО МГПУ профессор Воропаев М.В.
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры
Теории и истории педвагогики
Протокол № от «_ _» 2016 г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедры: профессор Данилюк Александр Ярославович
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии
образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института: д.п.н., д.психол.н., профессор Савенков Александр Ильич
© ГБОУ ВПО МГПУ, 2016
© Общеинститутская кафедра теории и истории педагогики, 2016