Это может себе позволить в отдельных случаях только женщина
Игра-конкурс для мл.школ.
Андрейчикова С.Н. зав.отд.обслуж.
Черлакской ЦДБ
Здравствуйте, ребята! Вам, наверное, приходилось слышать такие выражения: «Будь всегда вежливым! Как это невежливо! Он хороший человек, вежливый». Как вы думаете, почему вежливым быть необходимо?
Вежливость – это проявление уважения. Вежливость – это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Сегодня я хочу вам предложить конкурсно-игровое мероприятие «Школа вежливого поведения».
ИГРА «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»
1. Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? ( здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т.д.)
2. Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите.)
3. Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (простите, извините, прошу прощения.)
4. Какие слова мы произносим, прощаясь? (прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания и т.д.)
«ЗАДАЧИ НА УВАЖЕНИЕ»
В этом конкурсе я хочу вам предложить разобрать конкретные ситуации, с которыми вы сталкивались или можете столкнуться в повседневной жизни.
1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Какие? (Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»)
2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет? (Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.)
3. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги. Ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких ребятах? (Ответы детей.)
4. В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит! Как вы оцениваете поведение этой девочки? (Ответы детей.)
5. Девочка возмущенно жаловалась маме: «В нашем классе один мальчишка такой невежа – все время зовет меня Валькой!» - «А ты как его зовешь?» - спросила мама.- «Я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: «Эй, ты!» Как вы разрешите эту задачу? (Девочка должна звать мальчика по имени, показывая пример.)
КОНКУРС «ВОЛШЕБНЫЕ ПОСТУПКИ»
Ненадолго обратимся в прошлое, к истокам этикета.
1. Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом, в помещение?
Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай остался. Этим обычаем вы показываете хозяевам, что уважаете их дом, уважаете живущих в нем людей. И это им приятно.
2. Откуда пришел к нам обычай – здороваясь, снимать перчатки?
С тех рыцарских времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас вы снимаете перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу или старшему по возрасту.
ИГРА «ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»
На вопрос из 3 вариантов ответов нужно выбрать правильный.
1. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вы выберете вариант наиболее вежливого выражения просьбы?
- можно войти?
- я войду?
- ИЗВИНИТЕ, МОЖНО ВОЙТИ?
2. Может ли молодой человек, здороваясь с девочкой, держать руки в карманах?
- может;
- может, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег;
- НЕ МОЖЕТ, ОН ОБЯЗАН ВЫНУТЬ РУКИ ИЗ КАРМАНА.
3. Можно ли не принять руку, протянутую для рукопожатия?
- можно;
- нельзя;
ЭТО МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ТОЛЬКО ЖЕНЩИНА.
4. Если незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами, как нужно поступить?
- сделать вид, что не заметили приветствия;
- ОТВЕТИТЬ ПРИВЕТСТВИЕМ;
- объяснить незнакомому человеку его ошибку.
5. Вы обгоняете идущую впереди вас знакомую. Кто из вас должен поздороваться первым?
- ТОТ, КТО ОБГОНЯЕТ;
- тот, кого обгоняют;
- одновременно.
6. Вспомним строки К.Чуковского:
«Приходила к мухе бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла…»
Как бы вы поступили, если бы вам в подарок принесли баночку меда?
- поставите весь мед для гостей;
- спрячете весь мед подальше;
- ОТЛОЖИТЕ ЧАСТЬ МЕДА ИЗ БАНКИ В ВАЗОЧКУ И ПОСТАВИТЕ НА СТОЛ ДЛЯ ГОСТЕЙ.
ИГРА «К КОМУ ШАРИК ПРИЛЕТИТ, ТОТ ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО ГОВОРИТ»
Ведущий выборочно кидает детям воздушный шарик, кто поймал – говорит вежливое слово.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день)
3. Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
4. Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь (здравствуйте)
5. Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
И в заключение послушайте небольшой рассказ «Как от Тошки отвернулась кошка».
Повстречались добрые Утро, День и Вечер,
И зажгли в глазах детей сказочные свечи,
Чтоб наполнилась земля добрыми делами,
Поделились с детворой добрыми мечтами.
Список литературы:
1. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости [Текст]/ Л.Васильева-Гангнус.-М., Педагогика, 1984.- с.101.
2. Давыдова, М.А. Доброе слово – что ясный день [Текст]/ М.Давыдова// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2001.- №3.-с.48.
3. Исаенко, В.П. Рыцарский турнир вежливости [Текст]/ В.Исаенко// Нач. школа.-1990.- №8.- с.79-80.
4. Лопатина, А. Вежливые слова [Текст]/ А.Лопатина, М.Скребцова.- М., ООО «Алтей-Бук», 2007.
5. Они, И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте [Текст]/ И.Они.- Л., Лениздат, 1991.- с.63-65.
6. Полтавцева, И.Б. В царстве вежливости и доброты [Текст]/ И.Полтавцева// Педсовет.- 2005.-№12.-с.14-15.
7. Хорошо ли ты знаешь этикет?: Клеп-тест [Текст]// Клепа.-2003.-вып.92.-с.12-13.