Основная Образовательная программа
Дошкольного образования
Авторский коллектив: Т.И. Бакланова, А.О. Глебова, Л.Е. Журова, Ю.В. Карпова, СЛ. Киселева, В.В. Кожевникова, ВТ. Кудрявцев, Н.В. Лабутина, И. А. Лыкова, М.С. Милаева, Г.П. Новикова, Т.А. Павленко, Н.Б. Полковникова, Н.Г. Салмина, O.K. Сечкина, М.Н. Султанова, О.С. Ушакова, А.Д. Шатова
Ключевая идея программы «Тропинки» может быть кратко сформулирована следующим образом: мир исторически развивающейся человеческой культуры и очеловеченной природы должен открываться ребенку как особая необыденная реальность, которая полна открытых проблем, загадок и тайн (Мир как «знакомый незнакомец»). Ребенку предстоит узнать в большом Мире «знакомого незнакомца», увидеть в его зеркале самого себя и свой внутренний мир — еще более загадочный, чем внешний, открыть богатый и непредсказуемый творческий потенциал других людей.
Характерные особенности программы
Формирование творческого воображения — приоритет развивающей работы с детьми. Творческое воображение — центральное психологическое «завоевание» дошкольного детства (об этом много писали Л.С. Выготский и В.В. Давыдов). Поэтому его формирование внутри различных видов детской деятельности обеспечивает становление психики ребенка в целом. Как показывают исследования разработчиков программы, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной, музыкально-исполнительской деятельности или конструировании, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррек-ционной и оздоровительной работы с детьми, а также многое другое.
Проект «Тропинки» предусматривает скоординированную поддержку развития воображения и других творческих способностей ребенка. Для чего используется вся многообразная «палитра» видов детской деятельности, куда входит и игра, и изобразительное творчество, и конструирование, и восприятие сказок, и учение, и общение, и многое другое. Это предполагается осуществлять в рамках всех направлений образовательной работы с дошкольниками: от физкультурно-оздоровительного до художественно-эстетического. Такой подход является залогом обеспечения полноценного психического развития ребенка.
Приступая к разработке программы «Тропинки», авторы учитывали культурно-историческое и психологическое своеобразие современного типа детства, которому присуща культуро-творческая функция (освоение ребенком не только уже сложившихся, но и порождение новых форм общечеловеческих способностей, отсутствующих у взрослых в «массе»)1.
Во-вторых, проект опирается на принципы междисциплинарного подхода к изучению природы, закономерностей, механизмов, условий детского развития и его комплексному обеспечению на практике.
В-третьих, проектируемая дошкольная ступень выстраивается как исходное звено целостной системы непрерывного развивающего образования2 (хотя может функционировать самостоятельно).
В-четвертых, в проекте реализуется идея единства развивающей и оздоровительной работы с детьми; развитие здоровья выступает как системообразующая, стратегическая линия образовательного процесса в целом3.
1 Подробнее см.: Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журнал. 1998. № 3; Он же. Психология развития человека. Рига, 1999.
2 См.: Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступени // Вопр. психологии. 1997. № 1; Кудрявцев В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В.В. Давыдова / Вопр. психологии. 1998. № 5; Преемственность в системе развивающего образования / Под ред. В. Т. Кудрявцева. М., 2001; Развивающее образование — многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы / Отв. ред. Л.Е.Курнешова;науч. ред. — проф. В.Т. Кудрявцев. М., 2003.
3См.: Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. А£ /.
В программе нашли свою конкретизацию философские идеи И.А. Ильина, М.М. Бахтина, Э.В Ильенкова, Г.С. Батищева, B.C. Библера, Ф.Т. Михайлова, концептуальные положения классиков российской психологии — Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Брушлинского и их последователей, результаты теоретико-педагогических исследований М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера.
Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками программы «Тропинки» как творческий процесс. Поэтому и детское творчество выступает для них как основное условие освоения детьми базисного компонента образовательного содержания. В ходе творческого приобщения к началам человеческой культуры (познавательной, исследовательской, художественно-эстетической, коммуникативной, физической) у ребенка закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.
В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают содержание общественно-исторического опыта — совокупного достояния человечества — в систему открытых проблем, которые подлежат осмыслению со стороны ребенка (да и взрослого).
Что авторам программы представляется особенно значимым в новом ФГОС ДО?
Стандарт основывается на культурно-исторической теории развития психики человека, которая создана в России усилиями Л.С. Выготского и его научной школы и избрана опорой в дошкольном образовании многих стран мира. Он ориентирован как на поддержку разнообразия, принципиальной «нестандартности» самого детства и ребенка, так и вариативности развивающих форм этой поддержки. Именно исключительная самобытность детства и придает ему «образовательную ценность».
Идея самоценности дошкольного детства — впервые в формате управленческого документа — насыщена рабочим содержанием. Не только игра, но и все прочие формы детской жизни и детских занятий, определяющие своеобразие дошкольного возраста, обладают бесспорной «образовательной ценностью». Она не всегда явна, порой требует раскрытия и измеряется в других показателях в сравнении со школьными предметами. В логике стандарта собственно «образовательная ценность» дошкольного образования вытекает из самоценности дошкольного детства.
Но остается открытым вопрос: как все это выразить на «языке жизни» дошкольной организации? Языке, на котором взрослые могли бы повседневно «общаться» с детьми и друг с другом, не утрачивая взаимопонимания и понимания того, что делает каждый из них по отдельности. Любая современная образовательная программа является попыткой перевода инновационных идей на этот язык. Такова и программа (шире — проект) «Тропинки», внедряемая несколько лет в российском образовательном пространстве.
Ключевые идеи и метафоры
Почему мы назвали подразделы программы «тропинками»? Потому что именно по ним ребенок входит в мир человеческой культуры, через который пролегает его основной жизненный путь. Постепенно продвигаясь по этим «тропинкам», ребенок (конечно, не без помощи взрослого) находит в культуре источники собственного личностного роста.
У наших «тропинок» имеются три особенности.
Во-первых, они не представляют собой чего-то уже готового и «проторенного». Ребенку вместе со взрослым приходится достраивать их.
Во-вторых, по «тропинкам» ребенок приходит к творческому осмыслению не только мира культуры, освоенной человечеством действительности (ведь весь внешний мир полностью выступает для нас только тем, с чем уже соприкоснулись руки и мысль людей; согласно парадоксальной формуле В.И. Вернадского, «природа — часть культуры», а не наоборот). «Тропинки» приводят ребенка к открытию заново своего внутреннего, субъективного мира. Неслучайно выделенные выше программные линии соотносятся с фундаментальными слагаемыми так называемой «базисной культуры личности» (познавательной, эстетической и др.). Более того, по нашему убеждению, образовательная ценность любого направления развивающего педагогического процесса в детском саду измеряется тем, насколько оно обеспечивает ориентировку во внутреннем мире ребенка и его проблемах, овладение детьми культурно выработанными средствами самопреобразования и самоизменения. По этой же причине «Развитие личностной культуры» не выделяется нами в специальный программный раздел, а осуществляется, в соответствии с программой, в русле всех направлений педагогического процесса.
В-третьих, «тропинки» пересекаются и тесно переплетаются друг с другом. Например, на занятиях формирования предпосылок математического мышления (раздел «Развитие культуры познания»), развития изобразительной и музыкальной деятельности (раздел «Художественно-эстетическая культура»), речи и речевого общения, активно культивируются двигательно-творческие возможности детей. В своей общей форме эти возможности служат предметом развивающей педагогической работы на физкультурных занятиях (раздел «Развитие культуры движений и оздоровительная работа»). Можно привести и другие примеры.
В структуру программы входят детализированные программно-методические разработки по конкретным направлениям образовательного процесса, каждое из которых содержит подразделы, которые мы и называем «тропинками»:
«Развитие культуры общения»: «Тропинка в мир людей», «Тропинка в мир труда»;
«Развитие культуры познания»: «Тропинка в мир свойств и качеств предметов», «Тропинка в окружающий мир», «Тропинка в мир математики»;
«Развитие культуры речи»: «Тропинка в мир правильной речи», «Тропинка к грамоте»;
«Развитие художественно-эстетической культуры»: «Тропинка в мир художественной литературы», «Тропинка в мир музыки», «Тропинка в мир изобразительного искусства»;
«Развитие культуры движений и оздоровительная работа»: «Тропинка в мир движения», «Тропинка к здоровью».
К числу программно-методических разработок относятся программные материалы, непосредственно обеспечивающие работу по подразделам-«тропинкам», соответствующие методические рекомендации, сценарии и конспекты занятий, рабочие тетради для детей и др.
По отношению к ним программа «Тропинки» выступает своеобразной «программой программ», позволяя педагогу представить себе систему развивающей педагогической работы в целом.
Шесть принципов развивающей образовательной работы с детьми
Целостность образовательного процесса в русле нашего проекта обеспечивается единством принципов развивающей образовательной работы во всех ее направлениях.
Первый принцип — общность приоритетов творческого развития. К числу основных составляющих творческого потенциала ребенка принадлежат:
• реализм воображения,
* «умение видеть целое раньше частей»,
• надситуативно-преобразовательный характер творческих решений (творческая инициативность),
* мысленно-практическое экспериментирование1.
Таковы ведущие ориентиры при решении специфических задач внутри каждого направления образовательного процесса. (Ниже мы рассмотрим эту тему подробнее.)
Второй принцип развивающей работы — ориентация на универсальные модели творчества в ходе развития творческих способностей детей. Кратко это можно выразить в формуле: «высшее» — ключ к развитию и преобразованию «низшего». Иначе говоря, эталоном решения элементарных проблемных задач для ребенка выступают высокие творческие свершения в сфере культуры. Именно поэтому при разработке образовательного содержания следует ориентироваться не на «обыденную» психологию и поведение ребенка, а брать за образец исторически развитые формы творческой деятельности.
; См.: Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психологический журнал. 1997. А£ 1; Он же. Воображение ребенка: Природа и развитие // Психологический журнал. 2001. № 5, 6; Он же. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. М., 1999; Кудрявцев В.Т, Урмурзина Б.Г. Творческий потенциал дошкольника: природа и структура. М. Актобе, 2002.
При построении содержания области «Развитие культуры познания» моделью выступают универсальные — «вечные» — проблемы человеческого бытия (проблемы конечного и бесконечного, идеального и реального, живого и неживого, красоты и безобразия и др.) и исторические способы их осмысления людьми.
При этом мы опираемся, в частности, на опыт западных специалистов Э. Липмана, А. Шарп, С. Каплан в области разработки программ философской пропедевтики для школьников и дошкольников. Однако этот опыт существенно переосмыслен нами с точки зрения приоритетов развивающего дошкольного образования. Постановка и решение универсальных проблем детьми протекает, во-первых, в образной форме, во-вторых, в контексте специфически детских видов деятельности (восприятия сказки, создания рисунка, свободного фантазирования на заданную тему и др.). Эти проблемы становятся поводом для построения диалогов детей со взрослым и друг с другом.
Работа группируется вокруг ряда проблемных тематизмов, которые предлагаются дошкольникам для осмысления (примеры некоторых из них уже приводились выше): «Что существует на самом деле?», «Что существует, но чего нельзя увидеть?», «Как и почему все меняется?», «Чем отличается живое от неживого?» и т. д.
Аналогичные вопросы, как уже говорилось, не формулируются перед детьми впрямую. Дошкольники как бы «наталкиваются» на них по ходу осмысления и анализа близкого и доступного им материала (игрового, сказочного и др.).
Третий принцип — проблема как основная единица развивающего программного содержания. Как уже отмечалось, пробле-матизация содержания социокультурного опыта является условием его полноценного освоения и одновременно — движущей силой психического развития растущего человека. Это дает основание рассматривать проблему (проблемную задачу) в качестве такой единицы.
Примерами подобных единиц могу служить такие разновидности проблем, как двигательные загадки и парадоксы («Развитие культуры и оздоровительная работа»), эстетические образы с противоречивым, неопределенным и многозначным содержанием («Развитие художественно-эстетической культуры»), образы-перевертыши («Развитие культуры познания»), особые творческие коммуникативно-речевые и лингвистические задачи («Развитие культуры общения») и др.
Четвертый принцип — разнообразие деятельностных средств воплощения творческих поисков и решений.
Так, один и тот же эстетический или познавательный образ может быть не только выражен, но и достроен средствами рисования, художественного конструирования, драматизации, подвижной игры и др. Данная возможность используется в работе по каждому образовательному направлению.
Например, прежде чем разыграть спектакль (театральная деятельность), дети, — как это делали некоторые актеры старой школы, — зарисовывают персонажей, роли которых им предстоит исполнить. При этом герои изображаются в различных ситуациях, позволяющих выделить их характерные особенности. На занятиях по художественному конструированию дошкольников обучают моделировать формообразующие звенья создаваемых конструкций не только в виде простейших графических схем (чертежей) и других рисунков, но и в материале режиссерской игры, а также средствами движения и звука. Используется «метод эмпатии» (Дж. Диксон), когда ребенок условно отождествляет себя с конструируемой вещью, чтобы глубже проникнуть в ее природу и строение и т. д.
С этим же связан и предлагаемый нами особый способ комплексирования детских деятельно-стей. В основе его лежит взаимная проблематизация этих деятельностей. Так, рисунок может заострить парадокс физического движения, игровая драматизация — высветить внутренние ограничения познавательного образа, художественный танец — обнаружить противоречие, содержащееся в конструктивной постройке и т. п.
Таким образом, принцип разнообразия деятельностей обеспечивает целостность культурного содержания, которое дети осваивают в образовательном процессе.
Пятый принцип — «событийное» оформление деятельной жизни ребенка. Этот принцип обязывает придавать творческим занятиям детей по каждому направлению работы характер маленьких, но отчетливо выделяющихся на фоне повседневности и ярко переживаемых жизненных событий. Ведь любое такое занятие — самобытное совместное синтетическое произведение взрослого (педагога) и детей. В отличие от режимных моментов, оно не поддается вторичному воспроизведению, тиражированию.
Ребенку в доступной ему форме нужно помочь осмыслить и пережить это. Он должен прочувствовать значимую уникальность своих и чужих творческих свершений. В этом — один из источников рефлексивного отношения ребенка к собственным творческим возможностям.
Шестой принцип — единство развивающей и оздоровительной работы с детьми. Оздоровительная работа становится приоритетом и внутренним звеном развивающего образовательного процесса. Развитие психически и физически здоровой личности — не только условие, но и закономерный эффект развивающего образования. Это выражается в невысокой (по сравнению с массовыми детскими садами и школами) заболеваемости, возрастном улучшении показателей умственной работоспособности, повышении адаптации к учебным и внеучебным нагрузкам, оптимальных показателях роста организма и др.
Как показывает опыт, этот эффект может быть усилен при условии внедрения развивающих форм оздоровительной работы, которые носят комплексный междисциплинарный характер. Они обеспечивают прежде всего развитие творческого воображения, осмысленности, произвольности, выразительности движений и действий воспитанников и учащихся, что позитивно влияет на целостное телесно-психическое состояние ребенка, способствует закреплению положительных сдвигов в нем. При этом соответствующая работа может проводиться как на физкультурных, так и на нефизкультурных занятиях, а также в свободное время.
Это позволяет говорить не об «охране» или «поддержании», а именно о развитии здоровья детей.
О целях и задачах программы
Цель программы состоит: — в создании условий для общего психического развития детей 3—7 лет средствами развития творческих способностей (в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению);
— в первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдаленной перспективы личностного роста ребенка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей), своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство дошкольной организации.
Поставленной целью диктуются следующие задачи программы:
инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);
развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нем системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др.), креативности как ведущего свойства его личности;
развитие у детей способности и стремления к инициативному и самостоятельному действию, приобретающему все более произвольный характер, специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций;
создание условий, обеспечивающих триединство отношения ребенка к миру, его взаимоотношений с другими людьми и самоотношения:
расширение «зоны ближайшего развития» путем включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности со взрослым и друг с другом;
формирование у детей творческого, осмысленного, ценностного отношения к собственному физическому и духовному здоровью путем построения оздоровительной работы как развивающее-образовательной;
развитие у ребенка основ будущего умения учиться.
О составляющих творческого потенциала ребенка
Реализм воображения — способность к образно-смысловому постижению общих принципов строения и развития вещей — таких, как они есть на самом деле или могут быть.
Детское словотворчество и инверсионные действия обеспечивают ориентацию ребенка в реальном порядке вещей и в закономерностях, которые определяют этот порядок. Благодаря им картина мира предстает перед ребенком во всем богатстве своих смысловых полей, «тайных измерений», является своеобразными «воротами» в «нормальную», в том числе обыденную, реальность. Необычное, незнакомое, подчас парадоксальное для него — ключ к познанию, практическому освоению и оценке обычного и знакомого, а не наоборот.
Так, инверсия (на уровне воображения) является непреложным условием построения реалистической картины действительности. Инверсия — это форма обобщения нормативного знания, которая способствует его гибкому применению в уникальных и неповторимых ситуациях, делает это знание открытым к развитию.
...Детям второй младшей группы был предложен образ-перевертыш. Воспитатель рассказал им историю про черепаху, которую птицы признали «своей», потому что она несет яйца. На эту тему дети разыгрывали драматизацию. Например, «черепаха» отказывалась считать себя птицей, так как она не умеет летать. «Птицы» в ответ на это говорили, что курица тоже не умеет летать, а между тем она — птица. Далее «птицы» учили «черепаху» летать. Эта часть занятия протекала в форме подвижной игры. По условиям игры для «черепахи» было введено одно ограничение. Даже если «черепаха» научится летать, она все же должна оставаться черепахой. Иными словами, ребенок, изображавший черепаху, не мог, к примеру, вдруг перестать ползать и начать «летать». В идеале задачу можно решить только одним путем: вообразить и изобразить черепаху, которая одновременно и ползет, и летит. Эта задача оказалась для детей достаточно сложной, не все из них смогли справиться с ее решением. Некоторые дети воображали и изображали черепаху, которая ползет по облаку или по Луне: она хоть и не умеет летать, но все-таки находится в небе. Еще одно решение: черепаху схватила ворона или орел, и они вместе летят по воздуху. С одной стороны, это решение построено на комбинировании элементов прошлого опыта. С другой стороны, для того, чтобы скомбинировать их именно в данном контексте (да еще и выразительно передать этот образ через движение), дети должны были приложить известные творческие усилия. Ведь необходимость в таком комбинировании из контекста никак не вытекала.
Когда драматизация заканчивалась, педагог говорил детям: «Вот видите, яичко — всему начало, всему причина. Из него на свет появляется и тот, кто по воздуху на крыльях летает, и тот, у кого крылья есть, а летать не умеет (курица), и тот, у кого крыльев вообще нет». Затем педагог напоминал детям сюжет русской народной сказки «Царевна-лягушка», где Иван-царевич достал из яйца иголку, на конце которой была смерть Кощея Бессмертного, и благодаря этому освободил Василису Премудрую. Он подводил детей к мысли о том, что яичко может быть поистине драгоценным, «золотым», — такое оно уж важное во всем.
Так дошкольники вплотную соприкоснулись с исторически очерченной сферой образов метафорического сознания («метафорического мышления», по терминологии философа Э. Кассирера).
Яйцо — один из древнейших универсальных культурных символов, имеющий сакральный (священный) смысл, он присутствует во многих мифологиях. Здесь яйцо олицетворяет собой начало, тайну происхождения, рождения, источник скрытой силы. Среди прочих этот символ обеспечивает трансляцию подрастающему поколению культурной традиции, а тем самым существенно раздвигает границы обыденного детского опыта, делает ребенка восприимчивым к «вечным» проблемам, загадкам и тайнам бытия, над которыми веками бьется человечество.
«Умение видеть целое раньше частей» — способность осмысленно синтезировать разнородные компоненты предметного материала воедино и «по существу», на основе общего принципа, прежде чем этот материал будет подвергнут анализу и детализации.
Рассмотрим это на примере овладения детьми базовыми геометрическими отношениями (принципами организации пространства). Весьма показательны с этой точки зрения результаты исследований Ж. Пиаже, изучавшего «спонтанную геометрию ребенка». По наблюдениям выдающегося швейцарского ученого-психолога, дети 3—4 лет вначале овладевают наиболее общими — топологическими свойствами пространства, а уж затем на этой основе его более частными — проективными и метрическими свойствами. К примеру, трехлетний ребенок успешно различает открытые и закрытые фигуры, но еще не может срисовать треугольник. Интересно, что в истории науки все происходило наоборот: топологические свойства были открыты сравнительно поздно при опоре на метрические и проективные1.
Указанная особенность детской картины мира учитывалась и при разработке подпрограммы, направленной на развитие предпосылок математического мышления (автор — М.Н. Султанова).
Отметим, что акцент на двигательно-практи-ческую деятельность, который сделан автором подпрограммы, не только позволяет сделать геометрический материал более доступным для дошкольников. Его осмысление через тактильные, кинестические (от кинестезия — мышечное чувство) и зрительные образы создает условия для развития «геометрического чутья», «геометрического видения», «геометрической интуиции» детей.
Живое движение дает возможность ребенку «схватить» как целое сам способ построения геометрической фигуры. Для этих целей М.Н. Султанова предложила систему специальных упражнений.
В чем, например, состоит сущность круга? Ответ на этот вопрос кроется в особенностях действия с циркулем. Спиноза утверждал: круг — фигура, которая очерчивается какой-либо линией с двумя концами — закрепленным и подвижным. Таков метод получения любых, сколь угодно разнообразных кругов. Данный метод как раз и «материализован» в циркуле, фактическое описание конструкции и функции которого дает Спиноза (на что обращает внимание философ Ю.М. Бородай).
Через это, а вовсе не через рисование кружочков от руки идет к пониманию сути круга и ребенок. Примером упражнений, которые помогают освоить работу с циркулем, являются упражнения «Циркуль»: одна нога — иголочка циркуля, вторая — карандаш. Иголочка стоит в одной точке, а карандаш «чертит» круг. При этом ребенок поворачивается вокруг себя (см. рис. 1.).
1 См.: Пиаже Ж. Структуры математические и операторные структуры мышления // Преподавание математики. М„ 1960.
рис 1.
При изменении расстояния между ступнями (радиус) дети «чертят», стоя на полу, то большой круг (большой радиус — расстояние большое), то маленький круг (маленький радиус).
С большим удовольствием под музыку дети выполняют задания типа «Изобрази фигуру». Ребенку еще проще изобразить, чем сказать, но во внутреннем плане он постоянно проговаривает название фигур. Соответствующие знания непроизвольно запоминаются, и ребенок с легкостью различает около двух десятков геометрических фигур как плоскостных, так и объемных, называя их без ошибок.
Изображая различные типы углов, ребенок начинает интуитивно понимать саму суть этой фигуры, становясь на время как бы самим углом, (см. рис. 2.).
Он не изучал, но уже «знает», как преобразовывать тупой угол в острый, прямой — в развернутый.
Изображая тела вращения, вращаясь вокруг себя, дети усваивают основной принцип всех фигур вращения (они образованы с помощью вращения определенного множества точек). В словесно-логической форме дошкольники это выражают так: «Как ни вращай фигуры тел вращения вокруг своей оси, они всегда выглядят одинаково».
Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений — способность к проявлению инициативы в преобразовании альтернативных способов решения проблемы, к поиску новых возможностей решения, к постановке новых целей и проблем.
Приведем пример. Пяти-шестилетним детям предлагается, на первый взгляд, беспроблемное задание — по сигналу вместе собраться в одной точке (это задание СЮ. Курганов использовал при обучении первоклассников математике, а мы — на занятиях по физкультуре в старшей и подготовительной к школе группах детских садов). Но при этом оговаривается, что сделать это нужно максимально бесшумно и красиво. Формулируя условие задания, воспитатель специально упускает местонахождение данной точки. В процессе выполнения задания перед детьми возникает необходимость ее поиска. Одни дети определяют эту точку как бы внутри себя, то есть для них существует лишь «телесная» точка, не соотнесенная с внешним пространством. Другие дети фиксируют соотношение своей внутренней, «телесной» точки с внешней — местом собственного расположения до начала выполнения задания. Третьи — находят эту точку в момент остановки движения в определенном месте пространства. Во всех этих случаях дошкольники занимаются не поиском общей точки как места сбора, а пытаются найти свою, «индивидуальную».
Однако в скрытом смысле задания как раз и заключена его внутренняя проблемность. Ведь смысл состоит не в просто том, чтобы отыскать некоторую конкретную точку в физическом пространстве, а в том, чтобы пометить общее место сбора, то есть фактически заново создать знак. Что и позволяет увидеть ситуацию как смысловое целое. Таким образом, творческий характер задача приобретает по мере своего превращения «силой» детского воображения из двигательной в коммуникативно-смысловую — связанную с организацией совместного действия. Причем сама необходимость такого превращения педагогом никак не оговаривается — детям достаточно просто собраться в одном месте, скажем, «скучковавшись». Далеко не все из них и не сразу находят скрытый коммуникативный смысл задания, инициативно выходя за рамки сугубо предметной ситуации.
Мысленно-практическое экспериментирование — способность к включению предмета в новые ситуационные контексты — так, чтобы могли раскрыться формообразующие (целостнообразующие) свойства, присущие ему.
Проиллюстрируем это. На занятиях по изобразительной деятельности (их содержание представлено в разделе «Развитие художественно-эстетической культуры»; разработчик занятий С.Н. Понкратова) детям предлагается поработать с необычным материалом. Например, с каплями чернил разного цвета. Одно из формообразующих свойств капель — их текучесть. Воспитатель подходит к каждому ребенку и наносит на лист его бумаги каплю, после чего просит его осторожно подуть на каплю, чтобы она растеклась по бумаге и приняла определенную форму. Далее детям дается задание подумать, на что похожи бывшие капли, и, исходя из этого, с помощью карандашей, чернил, ножниц, клея и т. д. достроить дополнительные детали.
Так посредством капель дети воплощают, например, образы лесной поляны или огня (см. рис. 3):
Таким образом, развитие рассмотренных составляющих креативного потенциала ребенка осуществляется средствами самых разных форм его деятельности. В соответствии с этим структурируется содержание конкретных образовательных областей программы.