Основные задачи классного руководителя
Лекция 9
Функции и основные направления деятельности классного руководителя.
Основные направления деятельности классного руководителя (воспитателя)
Сущность понятия «классный руководитель», «воспитатель»
Функции и основные направления деятельности классного руководителя (воспитателя)
Содержание и формы работы классного руководителя
Классный руководитель (воспитатель) и педагогический коллектив
Классный руководитель в образовательной школе – это педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы.
Должностной статус классного руководителя:
- классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);
- классный руководитель;
- классный куратор.
Позиция классного руководителя (воспитателя) вариативна:
- в учебной работе учитель – организатор и руководитель деятельности школьников;
- во внеучебной - позиция учителя – старший товарищ
Содержание деятельности классного руководителя
Воспитатель (классный руководитель):
1. Содействует созданию благоприятных психолого-педагогических условий для индивидуального развития личности ребенка.
• Изучает особенности развития, состояние здоровья, эмоциональное самочувствие, жизненные проблемы, отражая все данные в психолого-педагогическом дневнике, руководствуясь правилом: чтобы воспитывать ребенка, надо его знать.
• Изучает склонности, интересы, сферу дарований воспитанника, знакомит с ними его самого, вместе подбирая виды деятельности, через которые можно эти дарования развить (кружки, факультативы, объединения по интересам).
• Корректирует межличностные связи в классе, по мере сил гуманизируя отношения (в особенности к классным изгоям и отверженным).
• В индивидуальных беседах, в ходе психологических тренингов привлекает детей (в особенности с «трудным» поведением) к самоанализу, помогает им понять себя, привлекает к самовоспитанию, к самоуправлению.
• Старшеклассникам помогает найти цели жизни, подводит к осознанному выбору профессии, ненавязчиво рисует привлекательный образ семейной жизни, образы любимых и т. д.
2. Осуществляет работу по развитию сплоченного классного сообщества (коллектива)
• Помогает в организации классной деятельности ребят: досуговых дел, тематических вечеров, трудовых акций и т. д. с целью изменения (гуманизации) межличностных отношений.
• Участвует с классным коллективом в общешкольных мероприятиях, в совместных переживаниях воспитывая ответственность, приучая к сотрудничеству и взаимопомощи.
• Развивает и совершенствует классное самоуправление, приучая к самоорганизации, развивая умение отстаивать свою точку зрения, принимать решения, где необходимо - идти на компромисс.
• Готовит воспитанников к рыночным отношениям, вовлекает класс (или группу) в производственную деятельность, в хозрасчетные отношения, развивая навыки предприимчивости, хозяйственной сметки и предпринимательства.
• Способствует формированию навыков самозащиты, изучает на классных часах вопросы прав человека, потребителя товаров, поощряет готовность детей отстаивать справедливость, защищать себя и свой коллектив от грубости, произвола и насилия в любой форме и от кого бы то ни было.
3. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности:
• Помогает отдельным учащимся в преодолении учебных проблем на уроке или при выполнении домашних заданий, консультирует родителей.
• Поощряет и по возможности организует взаимопомощь в учебе, помогает отдельным учащимся преодолеть непонимание и конфликты с педагогами.
• Организует и участвует в педконсилиумах (малых педсоветах) по учебным и психологическим проблемам учащихся, при необходимости посещает уроки учителя-предметника.
• Способствует развитию познавательных интересов при помощи классных часов, экскурсий, предметных олимпиад, кружков, интеллектуальных клубов и т. д.
• Содействует профессиональному самоопределению выпускника, подводит его к осознанному выбору профессии, дальнейшего образования и т. д.
• Содействует получению дополнительного образования (развития) воспитанников через систему кружков, клубов, спортивных секций, творческих или трудовых объединений, существующих в школе или по месту жительства, памятуя о том, что для детей с проблемами в
учебе эти виды занятости могут быть почти единственным условием само реабилитации и предупреждения девиантного поведения.
• Ответственность за успеваемость в классе несет учитель-предметник, а не классный руководитель.
4. В сельской школе организует сельскохозяйственные работы, связанные с выполнением учебного плана (вопросы оплаты труда в случае превышения учебной нагрузки педагога решаются администрацией школы индивидуально в форме трудового договора).
5. Проводит родительские собрания (семинары). Дает консультации. Привлекает родителей к помощи школе.
6. Организует питание учащихся, дежурство, при необходимости коллективную уборку класса (школы), мобилизует усилия детей (и родителей) для ремонта школы, ведет установленную документацию, осуществляет учет посещаемости занятий и информирует о ней родителей.
7. Предпринимает необходимые меры для предупреждения опасности для жизни и здоровья воспитанников во время их пребывания в школе. Немедленно сообщает администрации и родителям о всех ЧП, имеющих потенциальную и реальную опасность для воспитанников.
8. Участвует в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний.
9. Осуществляет повышение своего профессионального уровня, своевременно участвует в аттестации.
Основные задачи классного руководителя
1.Социальные задачи (защита ребенка, включение в систему социальных связей).
2.Диагностическо-этические задачи.
3.Нравственные задачи (ориентация ребенка на критерии добра и зла).
4.Задачи индивидуально-практического характера (выбор средств работы планирование, контроль, коррекция деятельности).
Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение социальной защиты ребенка, создание условий для решения проблем.