Разборка и складывание матрешки
Ранняя диагностика умственного развития детей
Задания.
2 года – 2 г.6 мес. | 2г.6 мес. – 3 года |
1. Лови шарик | - |
2. Спрячь шарики: 2 коробки, 2 шарика | 3 коробки, 3 шарика |
3. Матрешка: 2-х составная | 3-х составная |
4. Разбор из 3-х колец и складывание пирамидки одного | Из 4-х колец |
5. Парные картинки: 2 пары | 4 пары |
6. Цветные кубики: 2 цвета: 2 красных, 2 желтых – 4 кубика | 4 цвета: 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих – 8 кубиков |
7. Разрезные картинки из 2-х частей | Из 3-х частей |
8. Конструирование из палочек: молоток | Молоток и треугольник |
9. Достань тележку | Сложная тесьма |
10. Порисуй дорожки, ленточки | Домик |
При условии если много детей можно провести экспресс- диагностику используя только 5 заданий: 1,2,6,8,9.
Лови шарик
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на выявление развития ручной моторики, способности к прослеживанию за двигающимся предметом.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования: Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение: Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: 1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.)
2 балла - ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически. 3 балла - ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный. 4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
Спрячь шарик
Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличие у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: Две для детей 2 – 2,5 лет (три для детей 2,5 – 3 лет ) разные по величине коробочки с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине.
Проведение обследования: Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Обучение: Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой маленькую коробку.
После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: 1 балл - ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял. 2 балла - ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание, не выполняет. 3 балла - ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет. 4 балла - ребенок понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
Разборка и складывание матрешки
Задание направленно на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: Две двухсоставные матрешки для детей 2 – 2,5 лет (трехсоставные для детей 2,5 – 3 лет).
Проведение обследования: Взрослый дает ребенку двусоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение: Взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее, взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: 1 балл - ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, стучит, кидает, зажимает ее в руке и т.д. 2 балла - ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет. 3 балла - ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку. 4 балла - ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий: заинтересован в конечном результате.