Занятие 10. Веселые матрешки

Цели.Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками (использование методов практическо­го примеривания и зрительного соотнесения).

Материалы.Матрешки разной величины (состоящие из 2-5 деталей).

Ход занятия

1-й вариант игры — «Собираем и разбираем».Покажите ма­лышам двухсоставную матрешку и потрясите игрушкой: «Тук, тук! Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим. Вот ма­трешка и вот матрешка. Это большая матрешка. А это какая матрешка? Маленькая. Давайте спрячем маленькую матреш­ку в большую. Вот так».

Покажите детям, как разобрать и собрать матрешку. Затем раздайте детям матрешек и попросите разобрать и собрать их самостоятельно: «Разберите матрешку и сделайте так, чтобы матрешек стало много. Вот матрешки-подружки погуляли, побегали, попрыгали. Теперь соберите их в одну. Будьте вни­мательны: должна остаться только одна, самая большая ма­трешка».

В случае затруднения объясните и покажите малышам, что, собирая матрешек, следует подбирать платочек к фартучку (верхнюю часть матрешки к нижней), поочередно приклады­вая верхнюю часть матрешки к нижним частям (метод практического примеривания), пока не найдется часть такого же размера. В дальнейшем дети могут действовать методом зри­тельного соотнесения.

Предлагая детям игру с матрешками, действуйте в опреде­ленном порядке. Сначала покажите и назовите матрешек: «Вот маленькая матрешка. А это большая матрешка». Затем по­просите малышей показать, где маленькая матрешка, а где большая: «Покажи, где маленькая матрешка. Вот она. А где большая матрешка?»

В дальнейшем можно предлагать детям для игры трехсоставных матрешек.

2-й вариант игры — «Строим ряды».Предложите детям ра­зобрать трехсоставную матрешку и построить подружек в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. В случае затруднений помогите малышам. Попросите де­тей показать, где самая большая матрешка, а где самая ма­ленькая.

Затем закройте матрешек ширмой и уберите одну матреш­ку. Пусть дети поставят убежавшую матрешку на место: «Вот как много матрешек получилось! Построй матрешек в ряд по росту: вот самая большая матрешка, эта матрешка по­меньше, а эта самая маленькая. А теперь закрой глаза. От­крывай! Одна непослушная сестричка убежала... Поставь ее на место!»

Занятие 11. Две башни

Цели.Закреплять знания о величине предметов; познако­мить с понятиями высокий, низкий, одинаковые па высоте.

Материалы.Кубики, маленькие игрушки.

Ход занятия

Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни ста­ли разные — высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!»

Предложите детям построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушки башен маленькие игрушки.

Занятие 12. Два поезда

Цели. Познакомить детей с таким свойством величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практичес­ких действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.

Материалы. Кубики, бруски; резиновые игрушки неболь­шого размера или матрешки.

Ход занятия

Вместе с детьми постройте из кубиков поезд и предложи­те поиграть: подталкивая последний кубик, «покатайте» по­езд по полу. Затем постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые).

Покажите детям, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Постройте поезда, резко разли­чающиеся по длине. Затем постепенно уменьшите разницу между поездами.

Обыгрывая сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров» — небольшие по размеру устойчи­вые игрушки.

Наши рекомендации