Система отслеживания и оценивания результатов развивающей работы

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального поведения.

Методы диагностики:диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е.Г.Юдиной, Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л.А.Венгера.

Параметры оценки:

По направлению «Подготовка к обучению грамоте»:

1. Звуковая сторона и выразительность речи

2. Фонематический слух

3. Уровень развития моторики, графических навыков

4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)

5. Чтение

По направлению «Математическое развитие»:

1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ (СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ, ГРУППЫ (СОВОКУПНОСТИ))

1. Числа и операции над ними

2. Пространственно-временные представления

3. Геометрические фигуры и величины

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5,5-7 ЛЕТ

Месяц № НОД Тема НОД Количество часов
Сентябрь - Мониторинг -
1-2 Слова, многообразие
3-4 Ознакомление с простейшим моделированием
Октябрь 5-6   Многообразие слов, слова звучат по-разному и похоже, моделирование  
Знакомство с терминами «звук», «буква»
Звук и буква А. Обозначение гласного звука.
Звук и буква О
Звук и буква У
Звук и буква Ы
Звук и буква Э
  Ноябрь Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала
Звук и буква Л. Обозначение согласного звука
Звук и буква М, понятие «слог»
Звук и буква Н, чтение слогов
Звук и буква Р, чтение слогов
Закрепление пройденного материала
Ударение
Буква Я, чтение слов
Декабрь Звук и буква Ю
Звук и буква Е, чтение слов
Звук и буква Ё
Звук и буква И, чтение слогов, слов
Закрепление пройденного материала
Звуки Г-Гь, буква Г. Графические навыки
Звуки К-Кь, буква К
Звонкие и глухие двойняшки (звуки Г-К, Гь-Кь). Моделирование
Январь Звуки Д-Дь, буква Д. Понятие «предложение».
Звуки Т-Ть, буква Т
Звонкие и глухие двойняшки (звуки Д-Т, Дь-Ть). Моделирование
Закрепление пройденного материала
Звуки В-Вь, буква В. Графические навыки
Звуки Ф-Фь, буква Ф.
Звонкие и глухие двойняшки (звуки В-Ф, Вь-Фь). Моделирование
Звуки З-Зь, буква З
    Февраль Звуки С-Сь, буква С. Чтение предложений
Звонкие и глухие двойняшки (звуки З-С, Зь-Сь). Моделирование
Закрепление пройденного материала
Звуки Б-Бь, буква Б
Звуки П-Пь, буква П
Звонкие и глухие двойняшки (звуки Б-П, Бь-Пь). Моделирование
Звук и буква Ж
Звук и буква Ш
Март Всегда твердые Ж-Ш
Закрепление пройденного материала
Звук и буква Х
Звук и буква Ч
Звук и буква Щ
Звук и буква Ц
Закрепление пройденного материала
Звук и буква Й
Апрель Буква Ь
Буква Ъ
55-56 Закрепление пройденного материала
57-58 Звуки и буквы. Закрепление
59-60 Слова и слоги. Закрепление
  Май 61-62 Предложение. Закрепление
63-64 Графические навыки. Закрепление
64-65 Страна Азбука
- Мониторинг -
ИТОГО: 65 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

В рамках реализации первого направления программы «Подготовка к обучению грамоте» используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.

Данная программа предусматривает использование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, разработанного Д.Б.Элькониным и доработанного Л.Е.Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.

Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.

Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).

Каждая НОД начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находятся не только в начале слова, но и в середине и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова, предложения из пройденных букв.

Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный квадрат.

На первых НОД по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться.

Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.

По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.

На последующей НОД дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.

Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.

Считаем необходимым в данной программе использование методики ознакомления детей с ударением Журовой Е.Н., Варенцовой Н.С., Дуровой Н.В., Невской Л.Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к, произнося слово по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове.

Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.

Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные) вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.

На последующей НОД дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.

Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости /глухости.

После этого дети познакомятся с одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.

На заключительных НОД закрепляются полученные знания.

Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам; закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать букву в клетке; выучить стихотворение про букву.

В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.

Разнообразный по формам материал физкультмитуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в произношении изучаемого звука).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5,5-7 ЛЕТ

Месяц № НОД Тема НОД Количество часов
Сентябрь - Мониторинг -
  1-4 Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству
Октябрь Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству
6 – 8 Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
9 - 10 Отношение: часть – целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале)
11 -12 Пространственные отношения: на, над, под.
Ноябрь 13 - 14 Пространственные отношения: справа, слева.
15 - 16 Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания (на наглядном материале)
17 - 18 Пространственные отношения: между, посередине.
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
Число 1 и цифра 1.
Декабрь 21 - 22 Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Число 2 и цифра 2. Пара
Представления о точке и линии.
Представления об отрезке и луче.
Число 3 и цифра 3.
Представления о замкнутой и незамкнутой линиях.
Представления о ломаной линии и многоугольнике.
Январь Число 4 и цифра 4.
Представление об углах и видах углов.
Представление о числовом отрезке
Число 5 и цифра 5.
33 - 34 Пространственные отношения: впереди, сзади
35 – 36 Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.
  Февраль 37 - 38 Временные отношения: раньше, позже.
Число 6 и цифра 6.
40 – 44 Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Март Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
46 – 48 Число 7 и цифра 7.
Число 7 и цифра 7.
50 – 52 Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
Апрель Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
54 – 56 Число 8 и цифра 8.
57 – 58 Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.
59 – 60 Число 9 и цифра 9.
Май 61 - 62 Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки (большая клетка – маленькая клетка).
63 – 64 Число 0 и цифра 0.
Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
- Мониторинг -
ИТОГО: 65 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – не равно, больше на… - меньше на…).

Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью.

Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.)

Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок.

Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Наши рекомендации