Система оценивания результатов выполнения

Диагностической работы по географии для учащихся 7 классов

Для заданий с выбором ответа 1–3, 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14 обведите номер правильного ответа. Ответы на задания 4, 6, 9, 12, 15 запишите в указанном месте.

1

Используя карты атласа, определите, в столице какой из перечисленных стран за год в среднем выпадает наибольшее количество атмосферных осадков.

1) Аргентина 2) Бразилия 3) Мексика 4) Перу
2

С помощью атласа определите, какая из обозначенных буквами на карте территорий является наиболее слабозаселенной.

1) A 2) B 3) C 4) D
3

В каком из следующих высказываний содержится информация о климате?

1) Лето в этой стране обычно жаркое и очень сухое, зима малоснежная. Продолжительность тёплого периода составляет 240–275 дней в году.
2) Завтра ночью в столице ожидается малооблачная погода. Вероятность осадков 1%. Атмосферное давление выше нормы (779 мм рт. ст.).
3) Вчера днем температура воздуха поднялась до −6 °C. Относительная влажность воздуха составила 93–95%.
4) По прогнозам синоптиков в ближайшие часы возможно увеличение скорости ветра до 13 м/с, возможны ливневые осадки.

Задания 4 и 5 выполняются с использованием приведенной ниже климатограммы.
4

Назовите месяц, в котором выпадает наибольшее количество осадков, в пункте, климат которого отражает данная климатограмма.

Ответ: ___________________________________.

5

Определите, какой буквой на карте обозначен пункт, климатограмма которого показана на рисунке.

1) А 2) В 3) C 4) D


Задание 6 выполняется с использованием приведенной ниже схемы, на которой показаны компоненты природной зоны.
6

Опишите словами, какая зависимость одного компонента от другого показана на рисунке стрелкой. На примере природной зоны влажных экваториальных лесов Африки объясните эту зависимость.

Ответ: _________________________________________________________

____________________________________________________________

7

Что из перечисленного ниже правильно характеризует географическое положение Евразии?

1) Экватор пересекает Евразию в южной части.
2) Евразию омывают воды четырех океанов.
3) Больше 75% площади Евразии лежит к северу от Северного полярного круга.
4) Крайняя восточная точка Евразии лежит в восточном полушарии.
8

Верны ли следующие утверждения о природе Республики Корея и Японии?

А. Общей чертой природы Республики Корея и Японии является наличие действующих вулканов.

Б. Общей чертой природы Республики Корея и Японии является муссонный климат.

1) только А 2) только В 3) и А, и В 4) ни А, ни В
9

Определите страну по её краткому описанию.

Эта страна расположена в западном полушарии. Расположение её территории в нескольких климатических поясах обусловило большое разнообразие её природы. Основу населения составляют потомки белых переселенцев и мулаты. Государственный язык – португальский. По размерам территории страна входит в первую десятку стран мира.

Ответ: ________________ .

10

На рисунке показаны процессы, происходящие на границе двух литосферных плит.

Используя карты атласа, определите, какой буквой на карте отмечен район, в котором происходят показанные на рисунке процессы.

1) А 2) В 3) С 4) D

11

Школьники нашли в Интернете климатические данные для пунктов, расположенных в Европе на одной параллели (48° с.ш.), но на разных меридианах. Данные получены на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные школьниками данные представлены в следующей таблице.

Пункт наблюдения Географические координаты пункта наблюдения Средняя температура воздуха, °С Среднемесячное количество атмосферных осадков, мм Средне- годовое количество атмосферных осадков, мм
январь июль январь июль
Париж 48° с.ш. 2° в.д. +3,5 +18,7
Мюнхен 48° с.ш. 11° в.д. +0,5 +19,3
Мишкольц 48° с.ш. 20° в.д. –2,9 +20,1
Черновцы 48° с.ш. 26° в.д. –4,9 +19,1

Учащиеся проанализировали собранные данные в целях выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

1) Екатерина: «Чем ближе к Атлантическому океану, тем зимы теплее».
2) Даниил: «Чем дальше от Атлантического океана, тем среднегодовое количество атмосферных осадков больше».
3) Арина: «Чем теплее лето, тем больше атмосферных осадков выпадает в это время года».
4) Виктор: «При движении с запада на восток годовая амплитуда температур воздуха уменьшается».

Задание 12 выполняется с использованием текста.

В конце февраля 2010 г. в Тихом океане на глубине 55 километров у побережья Чили, в 115 километрах к северу от города Консепсьон, произошло сильное землетрясение магнитудой 8,8. В результате землетрясения и последовавшего за ним цунами погибло более 500 человек. Примерно год спустя, 1 марта 2011 г., на севере Чили зафиксировано землетрясение магнитудой 5,2. Эпицентр землетрясения находился в 116 километрах восточнее города Икике. Его очаг находился на глубине 99 километров. Сведений о жертвах и разрушениях не поступало.

12

Объясните, почему в Чили часто происходят землетрясения.

Ответ: _________________________________________________________

____________________________________________________________

Задания 13,14 и 15 выполняются с использованием нижеприведенного фрагмента текста.

ГОРЕ КИТАЯ

Историки называют бассейн реки Хуанхэ одним из центров зарождения и становления китайской цивилизации. Эта река всегда являлась главным источником воды для орошения земель и важнейшей транспортной артерией Китая. Вместе с тем, частые разливы реки с древности становились причиной значительных жертв и разрушений, что дало Хуанхэ прозвище «Горе Китая».

Главной причиной частых разливов реки ученые считают наносы лёссовых[1] отложений. Частицы горных осадочных пород оседают на дне реки и формируют природные заторы, которые течение вынуждено обходить. Этим объясняется большое количество протоков реки, а также частая смена ее русла.

Ученые установили, что за последние 3000 лет река широко разливалась около 1500 раз и 26 раз меняла русло. Хуанхэ представляла собой относительно спокойную, нечасто разливающуюся реку, до тех пор, пока жившие в средней части бассейна Желтой реки люди не занялись освоением и распашкой территории так называемого Лёссового плато, образованного наносами из пустыни Гоби.

Повсеместное использование железных орудий труда повысило эффективность сельскохозяйственного производства и вызвало массовое уничтожение лесов, что привело к размыву почв и повышению количества лёсса, сносимого течением на низменность. Это и стало причиной образования речных заторов и повышения уровня воды, что вылилось в более частые и сильные наводнения.

Сегодня для защиты от наводнений Хуанхэ и ее протоки окружены сетью дамб протяженностью более пяти тысяч километров.


13

Какой буквой на карте обозначена река Хуанхэ?

1) A 2) В 3) С 4) D
14

Какой вывод можно сделать на основе анализа содержания текста?

1) Разливы реки Хуанхэ впервые начались 3000 лет назад.
2) В верхнем и среднем течении Хуанхэ разливается не так часто, как в нижнем течении.
3) Современное положение русла Хуанхэ на территории Китая не менялось в течение последних 3000 лет.
4) Река Хуанхэ имеет множество притоков.
15

На основе анализа содержания текста сделайте вывод о том, что явилось причиной интенсивного развития эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ.

Ответ: __________________________________________________________

________________________________________________________________

Система оценивания результатов выполнения

Диагностической работы

Задания №№ 1-5, 7-15, оцениваются в 1 балл. Задание 6 оценивается по двум критериям 3 баллами, а максимальный балл за работу – 17 баллов. Задание с кратким ответом или с выбором ответа считается выполненным, если записанный ответ совпадает с эталоном. Задание с развернутым ответом оценивается экспертом (учителем) в соответствии с критериями оценивания.

Правильные ответы:

№ задания Ответ   № задания Ответ
1   9 Бразилия
2   10
3   11
4 июль   12 Критерии
5   13
6 Критерии   14
7   15 Критерии
8    

Опишите словами, какая зависимость одного компонента от другого показана на рисунке стрелкой. На примере природной зоны влажных экваториальных лесов Африки объясните эту зависимость.

Ответ: _________________________________________________________

  Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы
К1 Умение использовать знаково-символические модели (схемы).  
  Из содержания ответа очевидно, что учащийся понимает значение элементов знаково-символической модели (схемы). Примеры ответов: Климат влияет на растительный мир. Растительность зависит от климата. Примечание: Приводимые учащимися формулировки ответа могут отличаться от приведенных в примерах правильных ответов.
  Из содержания ответа очевидно, что учащийся не понимает значение элементов графической схематической модели. Примеры ответов: Растительность - климат. Растительность влияет на климат.
К2 Умение приводить примеры взаимосвязи и взаимодействия компонентов природы.  
  В ответе описываются особенности климата зоны влажных экваториальных лесов Африки и особенности растительности, и прослеживается установление причинно-следственной связи. Примеры ответов: В зоне влажных экваториальных лесов круглый год жарко и выпадает много осадков, поэтому там богатая и многоярусная растительность. В этой природной зоне жаркий и влажный климат, благодаря этому там пышная растительность.
  В ответе описываются особенности климата зоны влажных экваториальных лесов Африки и особенности растительности, но не прослеживается установление причинно-следственных связей. Примеры ответов: В зоне влажных экваториальных лесов круглый год жарко и выпадает много осадков, там богатая и многоярусная растительность. Климат там круглый год жаркий и влажный, растительность пышная. ИЛИ В ответе прослеживается установление причинно-следственных связей, и описываются особенности растительности, но особенности климата зоны влажных экваториальных лесов описываются неточно. Пример ответа: Там тепло, выпадают осадки, поэтому растет много разных растений.
  В ответе не описываются или описываются не полностью особенности климата зоны влажных экваториальных лесов Африки и особенности растительности, установление причинно-следственные связей не прослеживается. Примеры ответов: В этой зоне круглый год жарко, там богатая разнообразная растительность.
  Максимальный балл 3

Объясните, почему в Чили часто происходят землетрясения.

Ответ: _________________________________________________________

_______________________________________________________________

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы
В ответе частые землетрясения объясняются положением территории на границе литосферных плит. Примеры ответов: Это связано с тем, что Чили находится в зоне контакта литосферных плит. Частые землетрясения бывают там, потому что рядом с Чили проходит граница литосферных плит. Примечание: Приводимые учащимися формулировки ответа могут отличаться от приведенных в примерах правильных ответов. Названия географических объектов и указания конкретных широт могут не указываться. Например: На карте видно, что там сталкиваются литосферные плиты.
В ответе не говорится о литосферных плитах. Примеры ответов: Чили расположена в сейсмическом поясе.
Максимальный балл

На основе анализа содержания текста сделайте вывод о том, что явилось причиной интенсивного развития эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ.

Ответ: __________________________________________________________

Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы
В ответе причиной эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ называется вырубка лесов. ИЛИ В ответе причиной эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ называется распашка земель. ИЛИ В ответе причиной эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ называется хозяйственная деятельность человека Примеры ответов: Леса вырубили и почвы начали размываться. Люди занялись распашкой территории и началась эрозия почв. Можно сделать вывод, что причиной эрозии почв стала хозяйственная деятельность населения. Примечание: Приводимые учащимися формулировки ответа могут отличаться от приведенных в примерах правильных ответов. Термин эрозия почв в ответе может не употребляться.
В ответе причина эрозии почв в бассейне реки Хуанхэ не называется или называется неправильно. Примеры ответов: Причиной стало образование заторов и повышение уровня воды в реке. Историки называют бассейн реки Хуанхэ одним из центров зарождения и становления китайской цивилизации.
Максимальный балл 1

ndLATTest



[1] ЛЁСС - Рыхлая горная порода осадочного происхождения светло-жёлтого цвета, на которой формируются плодородные чернозёмные почвы.

Наши рекомендации