Развитие творческих способностей учащихся в системе воспитания
Все начинается в детстве. Маленький человек пытливо смотрит на мир, в каждом - затаенные роднички талантов. Древнеиндийские мудрецы сложили такую легенду: «Давным- давно люди обладали божественными способностями. Однажды они прогневали Брахму, который лишил их этого дара. После чего он крепко задумался, куда спрятать отнятое. Поместить на вершины гор – человек рано или поздно доберется до них. Зарыть глубоко в землю, утопить в океане – но и там не очень надежное место. Тогда Брахма решил спрятать божий дар туда, где не всякий догадается искать – в человеческую душу. И не ошибся! До сих пор мало кто об этом подозревает». Удивительно красивая и мудрая легенда!
Учитель – один из немногих людей, дающих ребенку возможность проникнуть в мир прекрасного, мудрого и значительного.
«Школа – святое место гуманности, добра и правды» В.А.Сухомлинский
Воспитатель является творцом интересных дел и разнообразных форм работы для детей. Необходимо освоение таких форм воспитательной работы, которые гуманизируют личность; выявляют ее индивидуальные свойства, ставят воспитанника в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению, развивают эмоциональную сферу, воспитывают потребность в человеке.
Практика подсказывает, что более всего этим требованиям соответствуют приоритетные для современных школьников игровые, театрализованные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие ребятам осознавать самих себя.
«Творчество – это поиск и открытие личностных жизненных перспектив» Н.В.Вишнякова
Потребность в творческой деятельности не только одна из самых благородных, но и одна из самых первичных, глубоких и неиссякаемых потребностей человека. Наслаждение творчеством – высшее из всех наслаждений.
Каждый человек – это «гора драгоценностей». Ребенок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможностями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде, к которой относится школа. Один ученик отличается от другого прежде всего способностями. Что такое способности? Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми человек может успешно осуществлять ту или иную деятельность. Есть способности к музыке, живописи, математике, спорту, литературе и т.д... От воспитания зависит, в каком направлении и будут ли вообще развиваться способности. Учитывая природные задатки, необходимо развивать способности. Воспитателю нужно сделать все возможное, чтобы выявить способности учащихся. Способности – это не только успехи в физике, поэзии, спорте. А «золотые руки» - не способности, не талант?
Что необходимо для развития способностей?
- От рождения обладать надлежащими задатками в той или иной области.
- С раннего возраста расти в обстановке, стимулирующей правильное общее развитие и развитие конкретных способностей.
- С раннего возраста приобретать волевые качества.
- Своевременно начинать научную и практическую подготовку.
- Научиться выдвигать свои гипотезы, идеи и пытаться их реализовать.
- Быть активным, предприимчивым.
Для полноценного развития ребенка необходимо погрузить его в различные виды творческой деятельности: музыка, театр, живопись, танец и др.
Являясь классным руководителем 10 класса, в течение ряда лет работаю по теме «Развитие нравственной творческой личности», в рамках общешкольной программы воспитания. Основная воспитательная задача – создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учетом ее возможностей, развитие доброжелательных отношений, развитие творческих способностей каждого; формирование творческого коллектива.
Развитию талантов, творческих способностей ребят способствует интересная содержательная жизнь, создание в классе атмосферы душевной теплоты и сердечности, доверительности и искренности. Свою работу я начинаю с того, что внимательно присматриваюсь к каждому из своих воспитанников, завожу дневник, делаю заметки. Частые пятиминутки, встречи с детьми позволяют увидеть способности, склонности ребенка. Особенно ярко они выявляются при проведении коллективных творческих дел, трудовых десантов, походов. Изучение мира увлечений ребят показало, что среди них есть одаренные, талантливые люди: они хорошо поют, рисуют, танцуют. Очень важным моментом в своей работе считаю выявление и выдвижение способностей скромных детей. Специально для них провожу конкурс «Дебют».
В нашей школе сложилась своя система воспитательной работы с прочно действующими традициями. В ее основе - коллективные творческие дела, которые позволяют включить каждого в коллективную работу, выявить его организаторские и творческие способности. Участие класса в КТД позволило выявить у многих ребят способности декламировать, играть роли, перевоплощаться. Мы занимали призовые места. Возникла идея создания классного эстрадного театра.
Развитию творческих способностей ребят способствует приобщение к миру прекрасного, любовь к природе и ко всему живому, знакомство с историей своего края, историей мировой культуры. Воспитательный процесс в любом классе обязательно начинаю с похода в музей Целины, в детскую библиотеку. Знание истории своего края обязательно каждому современному человеку. Важное место в системе воспитания занимают, конечно же , часы общения. Особенно запомнились ребятам такие классные часы, как «7 Чудес света». Ребята очень многое узнали из неведомого им раннее мира. Все вместе с увлечением подбирали материал: рисунки, статьи, вырезки из журналов, видеозаписи. Очень тщательно готовились к проведению классного часа «Мисс Кисс». Заранее был объявлен конкурс на лучший наряд для кошки, представление животного и на самое красивое лукошко. Ребята разучивали стихи, песни, танец кошек, собирали информацию об истории одомашнивания кошек. В канун 80-летия пионерской организации всем классом участвовали в викторине «Пионерии-80», объявленную районным Домом творчества. Ребята много работали в детской библиотеке, оформляли альбом. Каждый внес частичку своего труда в это общее дело. В итоге - заняли почетное 2 место. Ярко, красочно прошел классный час «Цветы – земной красы начало». Незабываемой была встреча с творчеством Андрея Дементьева «Виражи времени» и т.д.
Являясь учителем экологии и биологии, особое внимание уделяю экологическому воспитанию. Вместе с учениками написали и реализовали социальные проекты на темы: «Создание экологической тропы», «Зимний сад – моя мечта», «Я радуюсь солнцу». Наш театральный коллектив - неоднократный участник и лауреат районных, областных экологических фестивалей: «Красота спасет мир», «Белая береза», «Зеленая планета». Наши лидеры стали лауреатами областных конкурсов «Лидер детского движения» (2004г) и «Лидер экологического движения» (2006 г).
Главная функция классного руководителя – оказание помощи для формирования установок: «я – добрый», «я – честный», «я – сильный». Классному руководителю необходимо обеспечить ситуацию успеха, обращаться с ним, как будто он уже талантливый, честный, добрый. Основное требование – разнообразие деятельности. Ребенок должен чувствовать радость открытия, признания, утвердить себя. Необходимо помнить, что ребенок не готовится к жизни, а живет. Творческая деятельность – потребность в самореализации, процесс, который является ведущим в самоосуществлении личности.
Я хочу видеть своих детей счастливыми. Уверена, что все они очень способные, умные, талантливые, все могут, надо только суметь помочь раскрыться каждому ребенку. Важно не бросить на произвол судьбы способных детей, развивать их задатки, и дети еще бесконечно много раз будут удивлять своими способностями. И, если Вселенная действительно бесконечна, то ребенок – единственная живая модель этой безграничности.
Итак, проведя работу по выявлению и развитию творческих способностей ребят, создаю условия своим ученикам для признания их как интересной личности. Вся школа видит их лица в фотогазетах, читает о них «Молнии», видит на сцене. Ребята гордятся своими товарищами, растут творчески, осознают свою значимость.