Проявление и развитие творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством.

Проявление т. с. у.:

1)Задатки - это врожденные, анатомически и физиологические особенности организма, основа для развития способностей- природные предпосылки (развитая мелкая моторика рук).

2)Способности- психические свойства и качества личности, которые позволяются качественно выполнять определенный вид деятельности.

Они делятся на 1) общие (проявляющиеся во всех видах деятельности человека - например интеллектуальные) 2) специальные (проявляющаяся в отдельных видах деятельности (математика, музыка, художестве).

3)Стадии_развития_способностей:

Задатки, Способности, Одаренность, Талант, Гениальность.

4)Склонность – это обычно показатель специальных способностей, особенность личности, проявление в предпочтении занятий определенной деятельностью.

5)Художественные способности- психические свойства личности, обеспечивающие успешность художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и т.п. Делятся на: 1.основные или ведущие ( свойства художественно – творческого воображения и мышления, обеспечивающих создание оригинальной композиции); свойства зрительной памяти; эмоциональное отношение- особенно развитые эстетические чувства; волевые качества личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов. 2.Вспомогательные или опорные ( высокая природная чувствительность зрительного анализатора к цвету, тону, факторе, пропорции.). Сенсорные качества, которые способствуют быстрому усвоению технических приемов работы в материале. 6)Показатели художеств способностей: наличие склонности к изобразительной деятельности; передача сходства с изображённым объектом; быстрота усвоений специальных знаний; наличие выразит композиции в работе; способность разглядеть и передать характерное, типичное для предмета; наличие цельности изображения ; работоспособность и др.

Методы: анализ работ, наблюдение, беседа. Закономерности проявления в процессе обучения. Природная основа развития - задатки, под влиянием решающих факторов развития (общественная среда, деятельность) начинается развитие целенаправленно, либо стихийно.

Возрастные особенности проявления: естественная склонность к изобразительной деятельности – 5-9, пик 6-7, угасание интереса- с 10 лет; проявление осознанной склонности с 10-12 лет.

Вывод: Сами по себе художественные способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. От задатков к способностям - в этом и состоит путь развития личности. Знание педагогом особенностей художественных способностей и их учет в педагогическом процессе делает путь развития личности эффективнее.

Развитие т. с. у.

Основа творческой деятельности – развитие воображения. Умение ставить цель, овладение умениями и навыками, необычными для достижения цели также способствует развитию творческого потенциала учащихся.

Чтобы заинтересовать детей, можно работать в различных нетрадиционных технологиях. Эти задания относительно просты, но незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, к изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Для успешного решения задач творческая деятельность организуется по правилам.

· диалог в сотворчестве;

· свобода выбора, действий;

· равенство всех участников;

· «благоустройство» пространства;

· право на ошибку.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках искусства, открывает новые возможности.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства использую следующие методы обучения:

· Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

· Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность учащихся, помогает найти верное решение из возможных.

· Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняем и находим. Слова активизируют потребность к творческому анализу, способность и желание глубокого понимания искусства.

· Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках я демонстрирую многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Широко использование уроков-презентаций.

Кроме организации основной учебной деятельности учащихся на уроках проводятся различные внеклассные мероприятия. Под руководством учащиеся принимают участие в различных школьных, районных и областных конкурсах рисунков.

Наши рекомендации