Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся на этапе констатирующего эксперимента

Для изучения современного состояния проблемы формирования творческих способностей младших школьников на уроках русского языка был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. При проведении педагогического эксперимента были использованы следующие методы: наблюдение за процессом обучения в экспериментальном и контрольном классах, анкетирование и беседа с родителями учеников, диагностика, статистические методы обработки результатов, анализ и обобщение полученных результатов.

Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в изучении проблемы формирования творческих способностей в практике современного педагогического процесса. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: проанализировать содержание уроков русского языка в начальной школе, провести анкетирование родителей, обобщить педагогический опыт, выявить динамику уровня развития творческих способностей учащихся при изучении состава слова и элементов словообразования.

Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента позволил установить:

1. при изучении содержания 100 открытых уроков и их конспектов по «Русскому языку» и другим предметам третьего класса оказалось, что 61% уроков частично предусматривали задания творческого характера, а 8% вообще не содержало ни одного творческого задания.

2. для определения заинтересованности родителей в развитии творческих способностей их детей использовался опросник для родителей Ф. Татл и Л. Беккер [44]. Зарубежные исследователи Ф. Татл и Л. Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребенка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребенка. Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85. Низкий уровень: 17 - 34 балла; Средний уровень: 35 - 60 баллов; Высокий уровень: 61 - 85 баллов. Анализ анкет родителей, которые заполнялись на родительском собрании (бланки с ответами см. приложение Г), свидетельствует о среднем уровне развития творческих способностей их детей.

3. для проведения диагностики исходного уровня развития творческих способностей младших школьников были определены следующие основные качества: оригинальность, скорость процессов воображения, разнообразие, глубина и проработанность образов. Для этого на первом этапе исследования была проведена методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова [27, с. 193].

В ходе рассказа фантазия учащихся оценивалась по следующим признакам: скорость процессов воображения; необычность, оригинальность образов; богатство фантазии; глубина и проработанность (детализированность) образов; впечатлительность, эмоциональность образов.

Для наглядности и совершения обработки полученных данных, результаты проведения методики «Вербальная фантазия» занесены и представлены в виде таблицы.

Таблица 1 - Результаты проведения методики «Вербальная фантазия»

Параметры воображения Оценка параметров воображения испытуемых в баллах
Группа №1 (3 «А») Группа №2 (3 «Б»)
Скорость процессов воображения
Необычность, оригинальность образов
Богатство фантазии (разнообразие образов)
Глубина и проработанность (детализированность) образов
Впечатлительность, эмоциональность образов
ИТОГО:

Примечание - Источник: собственная разработка

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что в целом у учащихся преобладает средний уровень развития 50% (10 человек). Можно отметить, что «очень низкий» и «очень высокий» уровни развития не выявлены. Низкий уровень развития выявлен у 25% (5 человек), высокий также у 25% (5 человек). Таким образом, существенных отличий по исходному уровню развития творческих способностей у учащихся экспериментальных и контрольных классов не выявлено.

Таким образом, подводя общий итог полученных данных можно сделать вывод о том, что при отсутствии целенаправленного обучения процесс развития творческих способностей осуществляется стихийно, не обеспечивая полноценной творческой реализации личности.

3.2 Методические рекомендации по реализации программы развития творческих способностей учащихся начальных классов

Целью формирующего этапа эксперимента являлись разработка и внедрение методики формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения. На данном этапе были поставлены следующие задачи: разработать методическое обеспечение проведения эксперимента, определить экспериментальные площадки, организовать само обучение учащихся.

Одним из вариантов решения проблемы формирования творческих способностей младших школьников является использование часов факультативных занятий «Речевой этикет» для организации соответствующего целенаправленного обучения.

Изучив и проведя анализ научно-методической литературы по теме исследования, были разработаны методические рекомендации по подготовке и проведению занятий, применение которых, позволит повысить уровень знаний по русскому языку у учащихся младшего школьного возраста, а также будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Для достижения наибольшей эффективности программы, в процессе подготовки уроков для учащихся начальных классов, педагогу необходимо руководствоваться следующими принципами:

- Занятие, не должно организовываться по стандартным шаблонам - необходимо учитывать возраст учащихся и ориентироваться на создание содержательного и увлекательного занятия;

- Выстраивать ход занятия, используя групповую работу - все учащиеся должны быть вовлечены в процесс общения, должны иметь возможность высказать свое мнение, а также услышать и проанализировать мнение других участников;

- Педагог, используя метод наблюдения в ходе занятий, а, также изучая индивидуальные способности детей, должен дифференцировать учащихся по их способностям, склонностям и интересам и полученные результаты использовать в дальнейшем построении занятий.

Методические рекомендации, разработанные для подготовки занятия, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся:

- Разработка плана занятий - педагог должен определить количество занятий, распределить их по темам, сформулировать основную цель и вывести предполагаемые результаты проведения каждого занятия;

- Изучение материалов по теме занятия и дальнейшая разработка структуры урока;

- Тема, смысл занятия должны быть основаны на выполнении выдвинутых целей по предмету;

- При разработке занятия, учитывать творческие способности учащихся. Структуру занятия основывать на возможности проявления способностей каждым учеником;

- Составление конспекта занятия.

В процессе организации проведения занятий для учащихся начальных классов, педагог должен придерживаться следующих рекомендаций:

1) Изложение материала должно быть доступным для восприятия (использование различных форм работы, способствующих активизации внимания учащихся; разъяснять и выделять выводы по теме занятия);

2) Использование наглядности (схемы, таблицы, картины);

3) Обучать учащихся способам быстрого запоминания учебного материала;

4) Использовать определенные формы работы (групповая, индивидуальная и т.д.), учитывая при этом индивидуальный темп работы каждого ученика;

5) Контролировать четкость и громкость речи педагога;

6) Проводить упражнения, снимающие утомление учащихся;

7) Создавать благоприятную психологическую атмосферу на занятии.

Для эффективного развития творческих способностей учащихся, педагог должен придерживаться следующих рекомендаций:

1) Проявлять творческий подход в организации и проведении занятий;

2) Осознавать важность развития творческих способностей учащихся;

3) Владеть теоретическими основами творчества (философскими, психологическими, педагогическими);

4) Знать методы, формы, средства, способствующие развитию творческих способностей учащихся;

5) Знать и уметь создавать на практике педагогические условия организации учебной творческой деятельности;

6) Уметь разрабатывать творческие задания учитывая индивидуальные особенности учащихся;

7) Уметь формировать интерес учащихся к творческой деятельности в процессе изучения материала;

8) Владеть методами диагностики творческих способностей и умением применить полученные результаты на практике;

9) Оказывать психологическую поддержку учащимся;

10) Способствовать повышению веры в свои силы и возможности у учащихся.

Разработка программы занятий, направленной на развитие творческих способностей учащихся начальных классов при изучении состава слова и элементов словообразования представлена в Приложении А, Б, В.

Наши рекомендации