Развитие творческих способностей учащихся в ходе преподавания общественных наук

Качество специалиста с высшим образованием определяется не только тем, что он знает понемногу обо всем и много по своей ос­новной специальности, но и должен обладать навыками творческого мышления. Последнее характеризуется такими чертами, как само­стоятельность мышления, способность оперативно отыскивать и до­бывать новое знание по своей специальности, изобретать новые приборы, приемы и методы исследования, продуктивно анализиро­вать вновь возникшие ситуации, критически оценивать результаты своей и чужой работы, при необходимости кооперировать свои уси­лия с усилиями своих коллег при решении трудных задач практиче­ского или теоретического планов и многое другое особое значение в этом плане представляет развитие широкого кругозора специалиста (любой специальности) в социально-политической и экономической областях.

Необходимость развития этой стороны сознания и мышления оп­ределяется тем, что любой специалист кроме того, что он выполняет свои основные функции, является частью общества, входит в состав группы, организации, коллектива, общности и общества в целом. Он



является не просто пассивным носителем господствующего мента­литета, но и сам должен вносить в его структуру продуктивные эле­менты.

В этой связи и хотелось бы обратить внимание не просто на раз­витие творческих способностей учащихся в высшей школе в процес­се их обучения. Ясно, что студенты, овладевая основами своей спе­циальности, усваивают не только определенное количество знаний, но и навыки творческой профессиональной деятельности. Матема­тики, физики, химики, биологи, филологи и т.д. просто не могут вес­ти обучение, не касаясь творческой стороны своей специальности. Здесь творчество необходимо входит в структуру обучения, ибо ре­шение задач, упражнений, практикумов является основным элемен­том этой структуры.

Несколько иная ситуация складывается в обществоведении, где само знание имеет несколько расплывчатый характер, где есть офи­циальная и неофициальная точки зрения, желаемое и действитель­ное, где размываются критерии истины, добра и справедливости, где интересы общества (государства) и личности (индивида) не всегда совпадают, где постоянно возникают конфликты между различными социальными структурами и их ментальным выражением.

В этих условиях на передний план выходят не столько знания, сколько мнения, и именно они становятся ядром социальной мен­тальное™, определяет психологический настрой специальности. Причем творцом этой ментальное™ зачастую оказываются не спе­циалисты научной сферы, а средства массовой информации и раз­личные общественные организации.

Подобная ситуация зачастую приводит к мысли о бесполезности обществоведения, о необходимости сокращения часов, отводимых в узах на изучение дисциплин социально-гуманитарного профиля. Тем самым ученые-обществоведы вновь оказываются вне поля социальной значимости. Руководители-технократы, адепты рыночных отношений с нескрываемой откровенностью ставят под сомнение необходимость изучения в вузах многих общественных дисциплин. Постепенно исче­зают из учебных планов многих специальностей этика, эстетика, рели­гиоведение, культурология и т.д. Подходит очередь на исключение из этих планов даже политологии с социологией.

А между тем именно эти науки и знакомят будущих специали­стов с основами общечеловеческих ценностей. Плюрализм концеп­ций в данном случае не ослабляет значимость этих ценностей, а лишь подчеркивает многовариантность их изложения. Эта многова-

риантность, как воздух, нужна современному специалисту, если он не рискует вновь впасть либо в религиозный догматизм, либо в идеологический тоталитаризм.

Можно сказать, что не только преподавание специальных дисци­плин содействует развитию творческого мышления у учащихся ву­зов, но не меньшую роль в этом деле играет и преподавание общест­венных дисциплин. Так как именно в этой сфере приходится сталки­ваться не только с теоретическими, но и с практическими задачами общественной жизни. Причем задачами нестандартными, быстро меняющимися и, что называется, заставляющими думать как препо­давателя, так и студента.

В учебном процессе потребность рационализации умственной деятельности возникают тогда, когда преподаватель не просто тре­бует репродуктивного воспроизведения содержания первоисточни­ков, материалов лекции, учебника, а побуждает анализировать; вскрывать свойства, отношения, наличия противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими проблемами, т.е. делать то, что в психологии называется решением задач. При решении задач (упражнений) человек использует знания не в том порядке, в каком они даны в учебной литературе, а преобразуют их сообразно логике задачи, следовательно, задачи выступают в качест­ве способа активизации и развития мышления. Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление студентов, углуб­ляет знания, повышает интерес к предмету.

Другим условием активизации умственной деятельности является знание студентами общих правил, по которым надо действовать при изложении материала, в диспутах, при столкновении различных то­чек зрения. Для успеха дела необходимо хотя бы кратко разъяснить студентам основные логические законы мышления и вытекающие из них принципы правильного мышления (определенность мысли, не­противоречивость мысли, последовательность мысли и ее обосно­ванность).

Методика работы по совершенствованию умственной деятельно­сти студентов разнообразна. Она зависит от конкретных условий, от предмета, от уровня развития студентов, особенностей преподавате­ля и т.д. Однако ряд общих правил является обязательным при лю­бых вариантах работы. Эти общие правила сформулированы В. А. Кутецким: 1) необходимо точно знать цель упражнения, знать, каких результатов нужно добиться; 2) необходимо специально сле­дить за точностью выполнения, чтобы не закреплять ошибки, если



они возникают, следить за результатом упражнений; 3) число уп­ражнений должно быть достаточным для образования навыка. Если упражнений было недостаточно, навык не закрепляется, быстро раз­рушается. Излишнее количество упражнений снижает внимание, что в итоге мешает формированию навыка; 4) упражнения не должны быть случайным набором однотипных действий. В основе их должна лежать определенная система, четко спланированная, правильная их последовательность, в частности постепенное усложнение; 5) уп­ражнения не должны прерываться на сколько-нибудь длительное время, иначе навык теряется.

Важнейшим фактором овладения интеллектуальными умениями является практическая проверка правильности действий в процессе изучения общественных наук. Этот факт действует специфично. Не­обходимо организовать непосредственную практическую проверку ряда теоретических положений высокой абстракции. Проверка пра­вильности действий проводится в таких случаях путем сопоставле­ния выводов с первоисточниками, учебной литературой, с мнением преподавателя.

Большое значение в выработке интеллектуальных умений имеет самоконтроль студентов. Студент не только должен знать приемы умственной деятельности, но и систематически контролировать себя при их реализации на конкретном материале.

Активизация умственной деятельности студентов находит свое наиболее полное выражение в проблемном преподавании.

Сущность проблемного преподавания заключается в такой управ­ляемой организации учебного процесса, при которой обучаемые не только воспринимают, фиксируют и запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателями или самостоятельно в условиях про­блемной ситуации разрешают систему логико-познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений.

Не умаляя роли репродуктивных и объяснительных методов обу­чения, следует избегать из абсолютизации. Необходимо внедрение в систему обучения наряду с традиционными таких новых методов и технологий, которые отвечали бы новым целям и задачам учебного процесса. К таким новым методам и относятся приемы проблемного преподавания. Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного обучения может способствовать значительно­му повышению эффективности самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации творческого усвоения обще­ственных наук.

Возможность освоения и использования человеком предъявлен­ных ему извне знаний - понятийных обобщений и способов дейст­вия или операций - зависит от того, насколько в процессе собствен­ного его мышления созданы внутренние условия для их освоения и использования. К таким «внутренним» условиям» относятся, прежде всего, познавательные потребности. Без них невозможно не только усвоение знаний, навыков, умений, но и вообще успешное формиро­вание специалиста. Познавательная потребность характеризуется тем, что человек испытывает необходимость в некоторых отсутст­вующих, т.е. не известных ему, знаниях и способах действий. Позна­вательная потребность определяет ту интеллектуальную активность, которая обеспечивает отыскание новых знаний.

Познавательную потребность очень трудно вызвать путем пере­дачи обучаемым только готовых знаний, ее можно возбудить такой передачей знаний, при которой у обучаемых возникают интеллекту­альные затруднения. В ходе изложения нового материала преподава­тель с помощью продуманных и разработанных средств специально создает такие затруднения и на первых порах руководит разрешени­ем этих затруднений, а потом обучаемые и сами справляются с ни­ми. Важнейшая особенность интеллектуального затруднения харак­теризуется тем, сто человек не может его разрешить известными способами или действиями, но он в состоянии найти новый способ для разрешения поставленного задания на основе имеющихся или самостоятельно добытых определенных знаний, навыков и умений. Изложенный таким путем материал закрепляется не простым повто­рением и заучиванием, а решением специальных, познавательных задач. Разрешение познавательной задачи, побуждающей человека к интеллектуальной деятельности, принято называть проблемной си­туацией. В соответствии с этим преподаватель должен знать, при каких условиях может возникнуть проблемная ситуация. К таким условиям при изучении общественных наук, в том числе и социоло­гии, относятся:

а) противоречия между ранее полученными знаниями и новыми
задачами, возникающими в учебном процессе, для разрешения кото­
рых необходимы новые знания;

б) ценностная ориентация обучаемых в системе определенных
знаний в выборе в рамках этой системы оптимального способа дей­
ствия для решения новой задачи;

в) необходимость применения имеющихся теоретических знаний
в необычных, новых для обучаемых условиях;

г) необходимость различия, между действительными и кажущи­мися противоречиями развития общества;

д)установление противоречий между научными фактами, тео­риями, высказываниями;

е) вариативность теоретического обоснования практического со­циального опыта людей.

При творческом подходе к подготовке занятия преподаватель может найти и целый ряд других возможностей создания проблем­ной ситуации в учебном процессе.

В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не только то, о чем будет говорить он (содержание учебного мате­риала), но и то, что при этом будут делать студенты. Преподаватель побуждает их к активной мыслительной деятельности логикой по­строения излагаемого материала, продуманной системой учебных проблем и вопросов.

Таким образом, сама жизнь заставляет пересмотреть систему об­разования, выработку у учащихся познавательных навыков. Такое смещение акцентов позволит специалисту лучше вписываться в со­временную жизнь, буквально переполненную нерешенными про­блемами. Общественные науки (и социология в том числе) отлича­ются от естественных своей вариативностью, потенциальной воз­можностью получения множества решений, многообразия точек зрения, имеющих одинаково научных характер. Следовательно, пре­подавание этих наук имеет свои специфические возможности для развития творческого мышления. Общество стремительно изменяет­ся, и специалисту с высшим образованием необходимо адекватно реагировать на эти изменения, вырабатывая уже в студенческие го­ды навыки творческого мышления.

Больше возможности в этом отношении имеет курс социологии, что объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, социологическое знание наиболее изменчиво и динамично, здесь редко удерживаются какие-либо догмы и абсолютные положения. Даже в рамках одного поколения приходится менять устоявшиеся истины. И к этой измен­чивости надо приучать специалиста, преодолевая субъективную тягу к однобокому мышлению и абсолютному знанию.

Во-вторых, следует учитывать и стремительное развитие самых общественных явлений, что неминуемо ведет к неизменному рассо­гласованию между теорией и общественной практикой. У специали­ста должен быть выработан навык самостоятельного осмысления и оценивания происходящих событий как местного, регионального, так и общечеловеческого масштабов.

Таким образом, при преподавании общественных наук, в том числе и социологии, встает вопрос не просто о сообщении какой-то суммы знаний, а воспитание того чувства, сто это знание специали­сту постоянно придется пополнять и обновлять, умело используя при решении тех задач и упражнений, которые будет выдвигать пе­ред ним сама жизнь на микро- и макроуровнях.

На этой основе ясно, что развитие творческих способностей сту­дента тесно связывается с дидактическими требованиями высшей школы, которая формирует не просто технически грамотного спе­циалиста, но и личностные качества человека и гражданина, не толь­ко пассивного носителя знаний, но и его активного использования как в профессиональной, так и в общественной деятельности. Всему этому способствуют современные педагогические технологии, од­ним из вариантов которых является модель, предложенная Д. Чернилевским и О. Филатовым (см. рис. 5).

Виды обучения Цели обучения Сущность обучения Механизм обучения
Проблемное Развитие познаватель­ной активности, творче­ской самостоятельности обучения Последовательное и целенаправленное воз­действие перед обучае­мыми познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Поисковые методы; постановка познава­тельных задач
Концентри­рованное Согласование учебного процесса с психологиче­скими особенностями обучающихся Глубокое изучение предмета за счет объе­динения знаний в соответствующие блоки Методы обучения, учитывающие динамику работоспособности студентов
Модульные Обеспечение гибкости обучения,исходя из ин­дивидуальных потребно­стей и уровень подготов­ленности обучающегося Самостоятельная работа по индивидуаль­ной программе Проблемный подход индивидуальной темы обучения
Развивающееся Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на возможно­сти обучаемого Вовлечение обучаемого в различные виды деятельности
Дифференци­рованное Создание и использова­ние условий для выявле­ния и развития индивида, его личностных особен­ностей Использование в обуче­нии наряду с обычными программами программ углубленного изучения материала. Методы индивидуально­го обучения
Активное (конкретное) Стимулирование актив­ности обучаемых Раскрытие социального содержания профессии Методы активного обучения
Игровое Обеспечение личностно-деятельного характера обучения Самостоятельный поиск нового знания и его усвоения Игровые методы, развивающие творче­ские способности

Рис. 5. Система обобщенных педагогических технологий, нацеленных на развитие творческих способностей студентов.



ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Одним из проявлений разумной деятельности человека является его способность предвидеть результаты своей деятельности. Четкое определение желаемых целей и планируемых шагов по их осуществ­лению выражает суть целеполагания и предвидения. Сам разум че­ловека формировался как отработка и совершенствование прогно­стических функций сознания. Ясно, что деятельность человека тем успешнее, чем реальнее желаемые цели и продуктивнее способы их достижения. Начиная от простого добывания пищи и до самых об­щих проблем организации и управления государством и обществом проявляется эта планирующая функция сознания. Весь прогресс че­ловека и человечества может быть представлен как постепенное со­вершенствование этой функции сознания, как стремление преодо­леть действие стихийных скрытых сил, сдерживающих обществен­ное развитие. Сама идея социализма (в разном ее проявлении от утопизма Платона и Библии до социальной сверхорганизации Мар­кса и Ленина) представляет собой попытку доведения до крайности планирующей функции сознания. И понадобился почти вековой опыт практического социализма, чтобы люди убедились в том, что даже тотально-планирующая система управляющего центра не мо­жет преодолеть проявление случайных факторов развития, которые в конце концов и разрушили сам социализм. Наиболее трудными сферами планирования оказались сферы хозяйственной деятельно­сти, особенно сфера сельскохозяйственного производства. Однако некоторые области общественной жизни оказались вполне приспо­собленными к различным проявлениям планирования и более или менее четкой организации - это прежде всего армия и система обра­зования. Именно эти сферы общественной жизни и в прошлом и в настоящем развиваются благодаря планирующей деятельности раз­личных административных служб, ибо здесь имеются условия для более или менее четкого выполнения всех уставных предписаний (разумеется, при известных отклонениях) и количественного выра­жения составляющих эти сферы жизни элементов. Так в любой сис­теме вуз имеет количественные показатели набора студентов, коли­чественные показатели оценки знаний и умений, количество осваи­ваемых курсов, количество экзаменов и зачетов, курсовых и кон­трольных работ и т.д., что в совокупности и определяет тот объем знаний, которым должен обладать специалист по той или иной спе­циальности и квалификации. Поэтому в высшей школе, начиная от

министерства и кончая кафедрой, отдельным преподавателем, аспи­рантом и студентом существует целая система документов, плани­рующих и организующих учебный процесс.

Планирующие работу вуза документы можно подразделить на две основные категории. К первой можно отнести планы организа­ционного характера. Это планы работы ученого совета вуза, совета факультета, кафедры, лаборатории, индивидуальные планы препода­вателей, аспирантов, магистрантов и докторантов.

Ко второй группе относятся планы содержательного характера, определяющие характер специальности и квалификации. Именно эти планы представляют особый интерес с точки зрения методики пре­подавания, на них следует остановиться подробнее.

Как и все планы, эти документы имеют свою иерархическую структуру и могут быть представлены в следующей последователь­ности:

• государственный образовательный стандарт (варианты: высшего образования, гуманитарного образования, специальности);

• учебный план специальности;

• рабочий план и расписание занятий;

• план (и программа) курса отдельной дисциплины;

• план лекции;

• план семинарского занятия.
Все эти документы и планы определяют общую деятельность ву­
за, деканата, кафедры, преподавателя и студента. Рассмотрим кратко
их функциональные особенности.

Государственный стандарт высшего профессионального об­разования- государственный документ, определяющий деятель­ность вуза. Это своего рода теоретическая модель вуза, которая ус­танавливает, какое учреждение может именоваться вузом, что для этого необходимо, какой объем знаний, профессиональных навыков и умений вуз должен обеспечить своим выпускникам, определяется статус вузовского диплома, а также тот вид работ и штатных долж­ностей, которые может занимать выпускник вуза.

Необходимость этого документа особенно возросла в период трансформации социалистического общества в постсоциалистиче­ское, когда многие традиционные институты стали преобразовы­ваться в академии и университеты, когда наряду с государственны­ми вузами стали появляться и негосударственные, наряду с бесплат­ным высшим образованием все шире используется и платное обра­зование. Иначе говоря, высшее образование стало не только госу­дарственным, но и частным делом. Ясно, что без определенного го-



сударственного регламентирования этого процесса (его стандарти­зации), т.е. без установления определенных требований, норм и пра­вил деятельности учебного учреждения в качестве вуза невозможно было бы добиться выпуска специалистов с требуемым уровнем зна­ний и квалификации. Известно, например, что многие негосударст­венные вузы не прошли аккредитацию в силу того, что не смогли обеспечить все требования по подготовке соответствующих специа­листов.

Таким образом, государственный стандарт высшего образования является тем юридическим документом, на основе которого опреде­ляется деятельность вуза, и который используется в качестве руко­водящего документа, как администрацией вуза, так и контрольными государственными органами.

В России Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утвержден правительством Россий­ской Федерации 12 августа 1994 г. и является обязательным юриди­ческим документом для всех учебных заведений России. Именно на основе этого документа и составляются уставы вузов, в качестве юридического лица каждый работник вуза как администратор, так и преподаватель и даже студент должны быть знакомы с этим доку­ментом, как в равной мере и со всеми другими планирующими до­кументами, если они серьезно относятся к своей работе. Админист­ратор должен знать этот документ для четкой организации своей работы и реализации порученных функций, преподаватель для чет­кого представления своей работы, а студент как будущий специа­лист должен знать, что от него потребуется во время учебы и кем он станет в итоге обучения.

Аналогичный документ принят и в Беларуси, он утвержден и введен в действие Министерством образования в 1998 г.

Государственный образовательный стандарт социально-гуманитарных дисциплин- государственный документ, опреде­ляющий объем гуманитарных и социально-политических дисцип­лин, необходимых для подготовки специалиста с высшим образова­нием вне зависимости от профиля его специализации. В Беларуси этот документ утвержден и введен в действие приказом Министер­ства образования от 6 июля 1999 г. № 436.

Стандарт обязателен для применения в высших учебных заведе­ниях и организациях сферы высшего образования, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомствен­ной принадлежности и форм собственности. Иначе говоря, стандарт определяет перечень тех социально-гуманитарных дисциплин и объ­ем их знания, который необходим любому выпускнику вуза.

Его структура включает следующие пункты:

1. Область применения;

2. Основные термины и определения;

3. Перечень социально-гуманитарных дисциплин;

4. Общие и конкретные требования, предъявляемые к знаниям и умениям по социально-гуманитарным дисциплинам.

5. Минимум содержания образовательной программы по дисцип­линам социально-гуманитарного цикла.

Главной частью этого документа является перечень социально-гуманитарных дисциплин, который с соответствующей корректи­ровкой отводимого количества часов, должен входить в учебные планы всех специальностей, подготовка по которым осуществляется в вузах Республики Беларусь. Иначе говоря, все базовые курсы, ука­занные в стандарте должны входить в приложение к диплому с соот­ветствующей отметкой по форме их отчетности (зачет или экзамен). Отклонение от этого требования (с чем приходится сталкиваться в деятельности некоторых вузов) может вести к непризнанию дипло­ма, т.к. будет считаться, что специалист не овладел требуемым ми­нимумом знаний, необходимых для специалиста высшей квалифи­кации.

К таким дисциплинам относятся:

Базовые курсы

1.Отечественная история

2. Философия

3. Культурология

4. Экономическая теория

5. Социология

6. Политология

7. Основы права

8. Основы психологии и педагогики

9. Этика

10.Языковая подготовка 11.Физическая культура

Курсы, устанавливаемые Советом вуза

1. Логика

2. Эстетика

3. Религиоведение

4. Права человека

5. Основы приватизации

6. Междисциплинарные курсы

К знаниям и умениям по социально-гуманитарным дисциплинам предъявляются следующие общие требования:

• владеть теоретическими основами социально-гуманитарных наук;

• иметь представление о биологическом и социальном, физическом и духовном началах в человеке, уметь учитывать это в своем по­ведении;

• быть способным характеризовать и анализировать духовные и социокультурные, социально-политические и экономические проблемы и процессы;

• владеть практическими навыками и приемами, необходимыми для участия в социальной деятельности;

• понимать роль и место истории Беларуси в контексте мировой цивилизации;

• знать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде; применять их в своей профессиональной и социальной деятельности;

• понимать особенности процесса социализации личности, взаимо­обусловленность ее прав, свобод и ответственности;

• владеть методами и средствами коммуникации в коллективе, со­циально-профессиональной адаптации;

• владеть иностранным языком как средством межкультурного об­щения, и как средством извлечения информации в сфере профес­сиональной деятельности;

• иметь представление о здоровом образе жизни, владеть доступ­ными средствами и методами укрепления здоровья.

Нетрудно заметить, что многие из этих требований реализуются с помощью социологии, которая все активнее входит в учебные планы различных специальностей. Конкретно же при изучении социологии предполагается, что специалист должен знать:

• специфику социогуманитарного знания и способы работы с ним;

• основные теоретические и методологические проблемы социоло­гии;

• основные категории и понятия социологии;

• основные персоналии, внесшие вклад в становление и развитие социологии;

• основы конкретных методов и процедур социологического ис­следования;

должен уметь характеризовать:

• целостность социокультурной жизни и ее многомерность;

• основные уровни структурной организации общества;

• основные социальные процессы, действия и взаимодействия;

долженуметь анализировать:

• роль социокультурных проблем в личной жизни человека;

• трансформационные процессы;

• социокультурные реалии, актуальные социальные проблемы как у себя в стране, так и за ее пределами;

• возможности применения конкретных методов и процедур со­циологического исследования;

• качество социологической информации;
должен приобрести навыки:

• выработки социально-ориентированных оценок проблем, с ко­торыми сталкивается общество;

• оценки конкретных жизненных ситуаций, обоснования своего варианта их решения, планирования и программирования соб­ственных действий;

• занятия собственной позиции при решении социокультурных проблем.

Из этого перечня (а здесь стоит еще раз напомнить, что речь идет о несоциологах) следует, что изучение социологии призвано дать любому специалисту с высшим образованием достаточно большой объем социологической информации, выработать у него соответст­вующий уровень культуры социологического мышления с тем, что­бы он мог самостоятельно разобраться в сложных перипетиях обще­ственной жизни как в рамках отдельного взятого коллектива, так в масштабах страны и международных явлений.

Эта модель общего социологического знания и умения конкрети­зируется в стандарте своеобразной мини-программой, в которой ука­зываются основные темы социологического курса, подлежащие обя­зательному изучению.

Такими общими темами могут быть:

• Социология как наука и учебная дисциплина(здесь изучаются этапы становления и развития социологического знания. Общест­во как объект социологического анализа. Предмет и методы со­циологии, ее структура и связь с другими науками. Определяются ключевые понятия: культура, социокультурный процесс, соци­альный прогресс).



• Анализ социальной структуры, социальное действие и взаи­модействие(Здесь предполагается выяснение таких вопросов, как личность и ее социализация; природа социальных общностей и групп, социальной роли и статуса, социальной стратификации и социальной мобильности).

• Социальные институты и социальное управление(Выяснение сути социальных институтов, их типологизация. Общество и го­сударство. Социальная природа, структура и функции управле­ния. Социальное поведение).

• Виды и методы социологического исследования(Анализирует­ся природа методов сбора социологической информации. Количест­венный и качественный анализ полученной информации. Природа социологического прогноза).

Этот тематический минимум определяет структуру плана обще­вузовского курса социологии, это своеобразный инвариант, который и должен определять идентичность знаний по социологии где бы и кому бы она ни читалась, разумеется, при определенных вариациях и учете профессиональных интересов слушателей.

Кроме этого общего стандарта социально-гуманитарных дисцип­лин, призванного обеспечить общегуманитарную подготовку спе­циалистов разных профилей, существуют еще стандарты и по каж­дой специальности. Имеется такой стандарт и по социологии. Рас­смотрим его более подробно.

Государственный образовательный стандарт специальности

(«социология»).Следующим шагом стандартизации вузовской дея­тельности является государственный документ, определяющий тео­ретическую модель специалиста с высшим образованием по каждой конкретной специальности. В виду того, что многие государствен­ные образовательные стандарты России и Беларуси унифицируются, можно это рассмотрение провести на примере государственного об­разовательного стандарта по социологии принятого в Беларуси.

Прежде всего укажем на структуру этого руководящего докумен­та, которая определяется его содержанием и является общим для любой вузовской дисциплины.

Содержание государственного стандарта высшего образования по специальности «Социология»

1. Область применения.

2. Нормативные ссылки.

3. Основные термины и определения.

4. Общая характеристика специальности

5. Требования к уровню образованности абитуриента и составу вступительных экзаменов.

6. Содержание профессиональной деятельности специалиста.

7. Квалификационная характеристика специалиста.

8. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин.

9. Структура учебного плана специальности.

10. Минимум содержания образовательной программы по циклам дисциплин.

11. Квалификационная аттестация.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы

Итак, что же определяет государственный стандарт высшего об­разования (по специальности «Социология»)?

Этот документ представляет собой теоретическую модель специ­альности и специалиста, то есть он отвечает на вопросы, что это за специальность, какой объем знаний необходим для ее приобретения и какими навыками должен обладать специалист данной квалифика­ции. Рассмотрим некоторые пункты стандарта более подробно.

Область применения определяет назначение, структуру и содер­жание специальности «Социология», определяемой шифром Г.08.01.00, что представляет собой номер ее государственной реги­страции. В этой части указывается, что стандарт обязателен для применения во всех вузах Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Нормативные ссылки определяют ряд государственных докумен­тов, на базе которых формируется данный стандарт.

Наличие такого раздела, как «Основные термины и определе­ния», диктуется необходимостью однозначного понимания и ис­пользования основных терминов данной специальности и квалифи­кации. В частности, в госстандарте по социологии определяются такие понятия, как «специалист с высшим образованием», «социо­лог» и «социология».

В рамках общей характеристики специальности указываются: 1) время утверждения специальности государственным органом (в частности, министерством образования); 2) формулировка профес­сиональной квалификации («Социолог. Преподаватель социологии и социально-политических дисциплин»). Подобная запись в дипломе означает, что выпускник может работать как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в сфере преподавательской деятельности, начиная от школы и кончая вузом, причем не только по социологии, но и по другим дисциплинам общественного профи­ля, например, по политологии или истории); 3) место специальности



в системе обществознания; 4) специализации, имеющие свои шиф-ровые указатели. В действующем госстандарте указывается семь специализаций основной специальности:

• Теория, методология и история социологии;

• Методы социологических исследований;

• Социология труда и экономическая социология;

• Социальная структура и социальные процессы;

• Политическая социология;

• Социология духовной жизни;

• Социология управления.

Эта часть стандарта наиболее подвижна, может изменяться и до­полняться по мере необходимости другими специализациями.

В пятом пункте стандарта определяется уровень знаний абитури­ентов, стремящихся, получить указанную специальность, и устанав­ливается примерный перечень вступительных экзаменов по основ­ным дисциплинам. Как правило, это:

• Человек и общество (устно).

• Математика (письменно).

• Белорусский язык и литература или русский язык и литерату­ра (письменно).

• Иностранный язык (устно).

В пункте о содержании профессиональной деятельности специали­ста указываются: объекты, виды и сферы профессиональной деятельно­сти (для социолога это научно-исследовательские, образовательные, управленческие организации, учреждения культуры, средств массовой информации, общественные и государственные организации и родст­венные им сферы деятельности); указываются и основные функции профессиональной деятельности социолога (к ним относятся: поста­новка проблем и задач, выработка и принятие решений, планирование деятельности и умелое ее осуществление, организация взаимодействий, управленческих мероприятий, анализ социальных факторов производст­ва и общественной жизни, овладение приемами и навыками обучения).

Седьмой и восьмой пункты госстандарта представляют собой квалификационную характеристику специалиста (в данном случае социолога). В узком смысле слова именно эти пункты и представля­ют теоретическую модель специалиста, определяя количественный и качественный параметры его знаний и умений.

Эта модель конкретизируется девятым и десятым пунктами, в ко­торых указывается общий перечень дисциплин, необходимых для формирования специалиста-социолога (с указанием общих часов изучения по каждо<

Наши рекомендации