Дидактические особенности исследовательского проекта

Структура Алгоритм действия
Цель Формирование навыков учебного исследования.
Результат   Не всегда известен с самого начала исследования, выдвигается гипотеза о результатах, которая затем подвергается экспериментальной или теоретической проверке.
Структура   Данные проекты полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования или полностью совпадающую с ней, а именно: Ø аргументация актуальности, принятой для исследования темы; Ø выделение проблемы и цели исследования; Ø формулирование гипотезы исследования; Ø определение методов исследования, источников информации; Ø обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.
Форма продукта   Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования проектной деятельности; анализ данных социологического опроса; публикация в СМИ; Web-сайт; атлас, карта; справочник молодежного английского сленга и др.
Возможная форма презентации Демонстрация видеофильма; защита на ученом совете; иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция и пр.
Оценка Необходимость внешней оценки: отзыв научного руководителя, других независимых специалистов.
Ценность Развитие навыков научного исследования обучающихся.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Структура Алгоритм действия
Цель Сбор информации о каком-то объекте или явлении, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Результат   Четко обозначен с самого начала результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, колледжа, города, государства.
Структура   Требует хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Отметим особенности структуры: Ø цель; Ø актуальность; Ø источники информации; Ø анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами; Ø аргументированные выводы; Ø обсуждение.
Форма продукта Видеофильм; газета, журнал; экскурсия; коллекция; мультимедийный продукт; прогноз; справочник; Web-сайт и др.
Возможная форма презентации Деловая игра; демонстрация видеофильма (продукта, выполненного на основе информационных технологий); иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция; научный доклад; реклама; телепередача и пр.
Оценка Организация внешней оценки: отзыв специалиста.
Ценность Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Структура Алгоритм действия
Цель Развитие творческого потенциала личности.
Результат Остается открытым до конца проекта.
Структура   Как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной работы участников. Она лишь намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В творческом проекте часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу все равно обязательно надо, чтобы при необходимости оказать помощь проектантам.
Форма продукта Костюм; модель; музыкальное сочинение; сборник сочинений, стихов, рисунков; видеофильм; выставка; праздник; игра; коллекция.
Возможная форма презентации Деловая игра; инсценировка реального или вымышленного события; реклама; соревнования; спектакль; театрализация; телепередача; экскурсия и др.
Оценка В рамках презентации.
Ценность Реальность использования продукта на практике, возможность самостоятельного решения проблемы обучающимися.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Планирование: анализ проблемы, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса, распределение ролей и обязанностей в группе, определение способа представления результата.

Задачи проектирования Долгосрочный проект Проект, средней продолжительности Урок-проект Мини-проект
Постановка проблемы Сентябрь-октябрь Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы. До начала проектной недели 1-й урок 1-й урок (в числе спаренных) 2–3 мин.
Выдвижение гипотез- путей решения проблемы. Деление на группы
Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта Октябрь Составление развернутого плана 1-й день
Подготовка продукта Сбор информации Ноябрь-декабрь Неделя между 1 и 2 уроком 1–2 урок 20–50 мин
Структурирование информации Декабрь-февраль Проведение исследования 2–3 день 2-й урок
Изготовление продукта 1–3 недели Между 2 и 3–4 уроками
Оформление продукта Март 3–4 день
Выбор формы презентации Апрель Подготовка доклада
Подготовка презентации
Презентация Май защита 5-й день 3–4 уроки 50–70 мин.
Самооценка и самоанализ 70–80 мин.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Проект необходимо документально оформить и представить к оценке специалистов, заинтересованных лиц и реализовать на практике (для социальных, практико-ориентированных, исследовательских проектов).

Обучающимся оформляется проектная папка или портфолио проекта Педагог оформляет методического паспорта учебного проекта
Проектная папка содержит: Ø паспорт проекта; Ø планы выполнения проекта; Ø промежуточные отчеты; Ø вся собранная информация по теме проекта; Ø результаты исследований и анализа; Ø записи всех идей, гипотез, решений; Ø отчеты о совещаниях, проведенных в дискуссиях и т.п.; Ø краткое описание всех проблем и способов их решения; Ø эскизы, чертежи, наброски; материалы к презентации; другие рабочие материалы. Структура пояснительной записки к проекту: Ø титульный лист (название учебного заведения, курс, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место издания, год издания); Ø оглавление (перечень частей проекта); Ø краткая аннотация – краткая характеристика содержания; Ø эпиграф; Ø введение; Ø основная часть (главы, разделы, параграфы); Ø заключение; Ø список используемых источников литературы; Ø приложения (визуальный ряд); Разделы методического паспорта: Ø название проекта; ФИО участников; название образовательного учреждения; год разработки; Ø проблемная ситуация; Ø цель проекта; Ø задачи – этапы – способы решения поставленных проблем; Ø опыт использования (степень распространения); Ø формы организации детей; Ø ведущая деятельность; Ø сфера применения результатов; Ø используемые технологии; Ø форма продуктов проектной деятельности; Ø способ объединения результатов на презентации; Ø возраст обучающихся; Ø количество участников; Ø предметная область; Ø темы учебно-тематического плана предметов; Ø продолжительность; Ø стартовый уровень ЗУНов; приращение ЗУНов; Ø техническое оснащение; Ø учебно-методическое оснащение; Ø информационное оснащение; Ø кадровое оснащение.

ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Критерии оценки должны быть выбраны из оптимальности их числа (рекомендуется не более 7–10) и быть доступны для обучающихся. Должна оцениваться не столько презентация, сколько качество проекта в целом. Очевидно, что критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты (презентации). Перед защитой проекта составляется его индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом-консультантом, участниками проекта, а затем и жюри. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых по каждой позиции.

Критерии выполнения и защиты проекта оценка проектанта оценка преподавателя оценка обучающихся Рейтинговая оценка
Выполнение проекта
Актуальность темы, значимость работы        
Объем и полнота разработок, самостоятельность        
Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, решений        
Аргументированность предлагаемых решений, выводов, полнота, библиографии, цитируемость        
Оформление, соответствие стандартам, качество схем, рисунков        
Защита проекта
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, оригинальность        
Объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметность        
Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядности, удержание внимания аудитории        
Ответы на вопросы: полнота, дружелюбие, убедительность        
Деловые и волевые качества докладчика: ответственность, готовность к дискуссии, контактность        

Возможные номинации для награждения:

Ø за серьезный подход к экспериментальной части работы;

Ø за наглядность на защите работы;

Ø за актуальность и новизну поставленной проблемы;

Ø за истинное сотворчество с руководителем;

Ø за межпредметный подход в работе;

Ø за самостоятельность и широкий подход к рассмотрению проблемы;

Ø за глубину разработки проблемы и несомненную прикладную значимость работы;

Ø за преданность делу научного познания и способность «заразить» слушателей интересом к проблеме исследования и т. д.

ТРУДНОСТИ, С КОТОРЫМИ ОБУЧАЮЩИЕСЯ СТАЛКИВАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВЕТЫ ПРОЕКТАНТУ
  Ø Постановка ведущих и промежуточных целей и задач; Ø Поиск пути их решения, оптимальный выбор при наличии альтернативы; Ø Осуществление / аргументация выбора; Ø Осознание последствий выбора; Ø Совершение самостоятельных действий (без подсказки взрослого); Ø Сравнение полученного с требуемым; Ø Корректировка деятельности с учётом промежуточных результатов; Ø Оценка процесса (самой деятельности) и результата проектирования. Ø Определись с темой исследования Ø Реально оцени свои возможности Ø Совместно с руководителем определи цель работы и сформулируй задачи Ø Узнай, что уже сделано по данной проблеме Ø Совместно с руководителем сформулируй нулевую гипотезу, то есть ожидаемый результат Ø Приступай к исследованию, изучению проблемы Ø Полученные результаты нужно обработать, обсудить с руководителем и членами авторского коллектива Ø Начни написание работы с формулирования выводов Ø Результаты исследования при защите представь наглядно и интересно

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения – изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер рутинного заучивания и организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Основой учебного проектирования становится усвоение, как знаний, так и способов их усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Еще одна существенная черта метода учебных проектов – выдвижение на первый план социальной природы всякого обучения и развития личности, с чем связана ориентация на совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения.

Для достижения целей поставленных перед применением проектной деятельности обучающихся необходимо, чтобы ею владел сам преподаватель. Метод проектов требует от преподавателя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности, в совершенстве владеть проектной технологией. Но, как и в любом деле, возможны ошибки, о которых хотелось бы предупредить: упрощение и трактовка проекта как некоего алгоритма, способствующего спонтанному развитию творческого мышления, мотивации к учению, навыков самообразования и саморазвития; применение метода проектов в качестве единственного средства обучения, что сужает перспективу и результативность его использования; преувеличенный оптимизм, учитывающий исключительно новые позитивные возможности, открываемые методом проектов, так как в этом случае существует опасность перестать искать новые идеи, перспективы и возможности развития.

Наши рекомендации