Развитие связной речи. Развитие функции языкового анализа и синтеза

Входит воспитатель в костюме или шапочке с «космическими» элементами.

«Хеллоу, я марсианка Сусасея. Кто вы та-ки-е? (Мы земляне! Наша планета — Земля.) Ин-те-рес-но, ка-ка-я о-на? Что есть на Земле?» Дети, как нам познакомить марсианку с Землей?

Рассуждения детей. Дети приглашают ее в космический корабль.

Покажем ей посуду. Это стакан, из него пьют сок. Это солонка, в нее насыпают соль. Это сковорода. В ней жарят мясо. Покажите ей продукты питания. (Сосиски, мясо, сметана, масло, сливки, сыр и др.) Чем мы будем ее угощать? Познакомьте марсианку с природой Земли.

Дети называют птиц и зверей, в названиях которых есть звуки с, с\ Выставляются другие предметы: сапоги, санки, свисток. Дети называют их, рассказывают о назначении.

«О-чень пон-ра-ви-лись мне ваши пти-цы и зве-ри». Оставим марсианке кого-нибудь на память.

Выкладывается из цветных кружочков схема слова лиса. Догадайтесь, кто останется? (Лиса.) Докажите, что это слово лиса. Теперь проверим, хорошо ли марсианка Сусасея запомнила предметы. Сусасея, назови нам слова со звуком с. Дети помогают.

А сейчас назови слова со звуком с'. Назови слово, в котором первый звук с, а последний н. (Это посуда, ста-пан.) Марсианка допускает ошибку. Дети исправляют ее.

Чем мы тебя угощали? Подскажем. В этом слове первый звук м, последний — м. (Мясом.) Пора возвращаться на Землю. К полету готовы? (К полету готовы.) Закройте глаза, спите. Мы в космосе. Вот и Земля. Мы выходим на посадочную орбиту. Космодром не принимает. Наш космолет приземлился в сибирской тайге.

11. Проблемная ситуация
Что будем делать?

Возвращение домой на вертолете

Итог занятия

Тема «Звуки с, с'»

САША И СНЕГОВИК

Материал.Картинка «Саша и снеговик» из серии Г.А. Тумаковой «Звучащее слово»; звуковые символы, полоски для обозначения предложений, буквы.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Какое сейчас время года? (Зима.) Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, им тяжело.

Сообщение темы занятия

Вы узнаете, какие звуки мы будем изучать, если отгадаете загадки. Эти звуки есть в отгадках. «Сели детки на карниз и растут все время вниз». (Сосульки.) Какой звук дважды повто-

ряется в этом слове? (Звук с.) «Скатерть бела, весь свет одела». (Снег.) Какой первый звук в слове снег ? (Звук с'.) «Мама подсинивала белье синькой». Какой первый звук в слове синька ? (Звук с'.)

3.Характеристика звуков с, с' по артикуляционным и акустическим признакам

4.Произношение звуков с, с' в слогах. Синтез слогов
Я «бросаю» вам звуки, а вы мне «возвращаете» слоги: с, а...

(са), с', и ... (си), с, у ... (су). А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Эхо». Я буду называть слоги с твердыми согласными, а вы их «возвратите» с мягкими: са ... (ся), су ... (сю),сы ... (си), со ... (сё).

5.Произношение звуковс, с' в словах
Выставляется картина Г.А. Тумаковой «Саша и снеговик».

Придумайте мальчику имя со звуком с (Саша, Слава.) А теперь — со звуком с'. (Сима, Семен, Максим, Сеня, Вася.) А есть ли на картинке птицы, в названии которых слышатся звуки с, с' ? Назовите их. (Снегири, синицы.)

6.Подбор родственных слов. Словообразование
Назовите похожие слова. (Снегири, снег, снежок, снежин
ки, снежки, снеговик.) Я скажу вам два слова, а вы из них
составьте одно: снег падает... (снегопад). А теперь назовите
машину, которая ходит по снегу. (Снегоход.)

7.Определение позиции звука с. Выкладывание цвето
вого символа звука в нужное окошко звукового домика

Назовите слова со звуком с. (Сосулька, санки, сук, сучок, совок, стая, нос.)

Дети определяют позицию звука с в этих словах и выкладывают символ в нужное окошко.

8. Анализ слов Сима, сани, обозначение их буквами

9. Согласование существительных с прилагательными и
причастиями. Словообразование

Снег на солнышке искрится, значит, он какой? (Искристый, искрящийся.) Снег сверкает ... (сверкающий), серебрится ... (серебристый), рассыпается ... (рассыпчатый), хрустит ... (хрустящий). А снежинка какая? (Хрустальная, серебристая, искристая.)

Физминутка

Логопед читает стихотворение, а дети сопровождают чтение имитацией движений в соответствии с текстом.

Выпал беленький снежок, Снег, снег, белый снег

Соберемся мы в кружок. Кружит, падает на всех.

Снег, снег, белый снег Мы из снега ком слепили,

Засыпает он нас всех. Потом куклу смастерили.

Мы на саночки садимся Снег, снег, белый снег,

И под гору быстро мчимся. Кукла вышла лучше всех.

Снег, снег, белый снег, Дети к вечеру устали,

Мчимся мы быстрее всех. Все в кроватках задремали.

Дети все на лыжи встали, Снег, снег, белый снег.

Друг за другом побежали Спят ребятки крепче всех.

11. Звуки с, с' в предложениях

Используются наводящие вопросы, нацеленные на употребление предлогов.

Откуда свисают сосульки? С чем гуляет Сима? Где сидят снегири? Где летит стая птиц?

Анализ одного-двух предложений. Два ребенка рисуют схему предложения на доске, остальные выкладывают ее из полосок.

12. Произношение звуков с, с' в стихотворении

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло

Где летом пели зяблики

Сегодня — посмотри!

Как розовые яблоки

На ветках снегири.

В Александрова

В каких словах вы услышали звуки с, с'?

13. Составление коллективного рассказа по картине
«Саша и снеговик»

Итог занятия

Тема «Звук и буква з»

В ГОСТЯХ У ЗОИ

Материал.Куклы Аза, Лиза, Зоя; предметы или их изображения (ваза, зонт, телевизор, звоночек, мозаика); игрушки (зайка, козочка, Незнайка); рисунки цветов (розы, мимозы, незабудки); пеналы с набором для звукового анализа слов и словесного анализа предложений.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Игра «Комар» Логопед держит подвешенную бумажку, изображающую комара, и произносит з-з-з-з. Дети имитируют мимикой разное состояние «назойливый комар», «боимся комара», «укусил комар», «прогоняем комара», «не боимся комара».

2. Изолированное произнесение звука з. Выделение первого звука из слова Зоя. Характеристика звука

Утром прилетел комарик, будит Зою: з-з-з-з. Как звенел комарик? (З-з-з-з.) Какой первый звук в имени девочки? (Звук з.)

3. Произношение звука з в слогах. Анализ и синтез
слогов за, зо, зу

«Поймайте» звуки з, а. Какой слог вернете? (Слог за.) «Ловите» звуки з, о. Какой слог получился? (Зо.) «Дайте» мне первый звук из слога зу ... (з), второй... (у).

Наши рекомендации