А. Развитие языкового анализа и синтеза

При устранении фонематической дислексии, с уче­том механизмов этого нарушения, проводится системати­ческая работа по развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях:

- развитие анализа предложений на слова;

- развитие слогового анализа и синтеза;

- формирование фонематического анализа и синтеза.

РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении рекомен­дуются следующие задания:

1. Определить границы предложения в напечатанном без точек тексте.

2. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.

3. Придумать предложение с определенным количе­ством слов.

4. Распространить предложение, увеличив количе­ство слов.

5. Составить предложение из слов, данных в беспо­рядке.

6. Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных

ситуациях.

Например, дети придумывают предложения со сло­вом береза: Береза растет около дома. На березе появились листочки. На высокой березе грачи свили гнезда. Дети играют под березой. Потом дети называют предложение, в котором слово береза стоит первым, затем предложение, в котором это слово стоит вторым, и т.д.

7. Придумать предложение с определенным словом.

8-Составить графическую схему предложения (пред­ложение обозначается одной длинной полоской, слова - короткими полосками).

9. По графической схеме придумать предложение.

10. Определить место слова в предложении (какое по счету).

11. Поднять карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении (3, 4 или 5).

РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

В процессе овладения навыком чтения большое зна­чение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. При этом значимость слогового анализа обус­ловлена прежде всего тем, что на начальных этапах ребе­нок учится читать по слогам, сливать звуки в слоги, синте­зировать слоги в слово и на основе этого объединения узна­вать слова.

Кроме того, слоговой анализ помогает более эффек­тивно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги; затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.

Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова, так как количество сло­гов в слове определяется количеством гласных звуков.

Степень сложности слогового анализа слова во мно­гом зависит от характера составляющих его слогов и их про­износительной трудности. Чем более слиты в произношении звуки слога, тем легче выделить слог из слова. В от­крытом слоге звуки теснее слиты в произношении, чем в открытом или закрытом. Поэтому дети легче выделяют от­крытые слоги и затрудняются в выделении обратных и зак­рытых слогов. Закрытый слог более труден в произноси­тельном плане, так как звуки, составляющие его, менее слиты в произношении и более независимы друг от друга. Вследствие этого разделить обратный или закрытый слог на составляющие его звуки легче, и в процессе слогового де­ления дети часто выделяют вместо одного слога два, назы­вая звуки (у-т-ка, ко-ш-ка). Таким образом, в процессе логопедической работы необходимо особое внимание обра­щать на выделение обратного и закрытого слога как едино­го целого.

В процессе развития слогового анализа и синтеза важ­но учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогатель­ные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы ста­новится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.

При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагают­ся следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слотам, сопровождать произнесение слова по слогам дви­жением руки справа налево и слева направо. Используется также прием восприятия тыльной стороной ладони движе­ний нижней челюсти. Этот прием основан на том, что глас­ные звуки в отличие от согласных произносятся с большим раскрытием ротовой полости и большим опусканием ниж­ней челюсти. Количество движений нижней челюсти соот­ветствует количеству слогов и гласных в слове.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки сло­ва. Дети должны усвоить основное правило слогового деле­ния: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опо­ра на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

С целью более успешного формирования умения оп­ределять слоговой состав слова с опорой на гласные необ­ходима предварительная работа по дифференциации глас­ных и согласных, выделению гласного звука на фоне слова и выделению гласных звуков из слова.

Логопедическая работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их акустических и произносительных признаков. Уточняется, что гласные и согласные звуки отличаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно. При произнесении же согласных звуков воздуш­ная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или щели. Гласные и согласные звуки отличаются и по ха­рактеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные - либо только из шума, либо из шума и голоса.

Гласные можно петь. И, наконец, важно обратить внима­ние на то, что гласные образуют слог, являются слогооб­разующими звуками.

Для закрепления дифференциации изолированных звуков используется следующий прием: логопед называет гласные и согласные звуки - дети поднимают флажки соот­ветствующего цвета.

Наши рекомендации