Основные содержательные компоненты целостного учебно-воспитательного процесса
А) Детский трудовой воспитательный коллектив как основная, ведущая содержательная форма целостности, ядро воспитательной системы, условие и фактор эффективности учебно-воспитательного процесса.
Задачи воспитания в школьном коллективе.
Воспитательные задачи. Воспитание борца за социальную справедливость, коллективиста, понимающего необходимость обновления общества, способного стать его активным участником.
Развивающие задачи. Развитие социальной активности, общественной и личной инициативы, предприимчивости, умения быть полезным членом производственного, кооперативного, арендно-подрядного трудового коллектива, участником коллективного и общественного самоуправления, сторонником гласности и демократических реформ. Формирование организаторских умений и навыков, практического творческого мышления. Стимулирование готовности приведения в действие всех сущностных сил. Овладение умением анализировать жизненную ситуацию, делать выводы, принимать самостоятельные решения, отвечать за них, быть организованным и дисциплинированным, внимательно относиться к людям, развивать физические силы и нравственно-эстетическое отношение к действительности.
Общая характеристика содержания и форм организации жизни
детского коллектива. Школьники овладевают пониманием закономерности и необходимости современного обновления общества, развивают в себе чувство дружбы и единства с народами братских суверенных государств и всех стран. Они познают подлинную историю отечества, проявляют глубокое уважение к Государственному гербу, гимну, флагу своей республики.
Ведущей и основной содержательной формой целостности учебно-воспитательного процесса, решающим фактором, условием, средством целесообразной организации жизни является детский воспитательный коллектив, система коллективистически воспитывающих отношений в нем. Сущность детского воспитательного коллектива характеризуется единством целей, общей организацией труда и общественной деятельности, наличием органов самоуправления и органической связью с жизнью.
Формирование духовных и материальных потребностей, социально ценных мотивов деятельности школьников.
Через детский воспитательный коллектив школьники включаются в систему совершенствующихся общественных отношений. Общественно ценные мотивы деятельности детей в коллективах могут основываться только на добровольном, внутренне созревшем желании приносить пользу людям, на сознательном подчинении себя требованиям и законам этих организаций. В качестве стимула добровольности выступает присущее детям стремление проявлять собственную инициативу и активность в коллективах, общественных делах. Важное значение имеют такие мотивы и стимулы сознательной деятельности, как чувство коллективной чести, товарищества, гордости за свой коллектив.
Самодеятельное участие школьников в работе коллектива, общественных организаций формирует важные духовные потребности:
— потребность в коллективной деятельности, труде на пользу обществу, коллективу, себе;
— потребность в организаторской деятельности;
— потребность в овладении современными знаниями, в самообразовании и самовоспитании;
— потребность в заполнении свободного времени научно-техническим и художественным творчеством, физкультурой и спортом;
— потребность в содержательном духовном общении.
Комплексные взаимосвязи коллектива в целостном воспитательном процессе.
Детский воспитательный коллектив органично взаимодействует в целостном педагогическом процессе на самодеятельных началах с педагогами, он включается в решение всех вопросов учебно-воспитательной работы.