Профессиональная деятельность

1. Знаю ли ключевые задачи моей должности?

2. Знаю ли я чего от меня ждут (коллеги, руководство, подчиненные)?

3. Знаю ли я рутинные, однообразные дела относящиеся, к сфере моей деятельности? Планирую ли я эти дела?

4. Имею ли я в любое время представление о задачах, которые предстоит решить?

5. Известны ли мне срочность и важность моих задач?

6. Устанавливаю ли я приоритеты?

7. Выполняю ли я своевременно свои задачи? Часто ли я при этом испытываю напряжение, давление?

8. Нуждаюсь ли я в напоминании об исполнении своих служебных обязанностей?

9. Откладываю ли я свои дела?

10. Приступаю ли ч самостоятельно к делам?

11. Исполняю ли я свои дела полностью и окончательно?

12. Получаю ли я жалобы на то, что неудовлетворительно информирую другие инстанции?

13. Как велико влияние моей работы на мою личную жизнь?

14. Каких успехов, в том числе частных, я могу добиться в ближайшее обозримое время?

15. С какими неудачами я должен считаться?

16. Каковы главные преимущества моей работы?

17. Знаю ли я миссию своей организации? Каким образом соотносится миссия организации, где я работаю, и моя личная миссия?

Комментарии к последнему пункту (соответствие личной миссии и миссии организации)

Наличие четко обозначенной и коллективно признанной миссии – признак высокого уровня развития корпоративной культуры. Основным критерием способности организации выполнять определенную миссию в высоком смысле этого понятия можно считать понимание всеми участниками деятельности предназначения организации («философия обязательства») и роли человека в ней («философия общей судьбы»). Можно с уверенностью утверждать, что в том случае, когда миссия сотрудника «вписывается» или не противоречит миссии всей организации, его внутрифирменная карьера будет активно развиваться и, наоборот, в случае явного несовпадения этих миссий у работника остается разве что возможность карьерного продвижения в другой организации, а возможно, и в другой сфере деятельности.

Карьерное продвижение

1. Каковы мои конкретные цели в области карьеры: на этот месяц, на этот год, в ближайшие 10 лет?

2. Согласованы ли мои профессиональные цели и цели карьеры с руководством организации?

3. Совпадает ли намеченный мною график карьеры и график карьеры, предлагаемый организацией?

4. Сколько должностных позиций мне необходимо пройти или сколько видов деятельности освоить, чтобы достичь конечной цели карьеры?

5. В чем смысл существования занимаемой мною должности в организации? Какую пользу я приношу своими действиями?

6. На какой встречный эффект я могу рассчитывать (повышение заработка, продвижение по службе, налаживание контактов и т.д.)?

7. Что, например, случиться. Если данной должности не будет? Кому и какой ущерб будет нанесен?

8. Часто ли руководитель предлагает мне такую работу, которая требует от меня напряжения всех сил и максимального использования знаний, умений и навыков?

9. Как получили места мой начальник и начальник моего начальника?

10. Какова обычная практика выдвижения на руководящие посты в нашей организации? Как люди получают здесь повышение?

11. Как котируется на рынке труда моя работа?

12. Какие ошибки в области карьеры я совершил и чему научился?

13. Что оказало или кто оказал наибольшее влияние на мою карьеру?

14. Если бы я начинал свою карьеру сначала, то что именно я изменил и почему?

Баланс успехов и неудач

Сформулируйте для себя, каких заметных успехов вы сумели добиться в жизни. Затем определите, какие знания, способности, опыт были необходимы для достижения этих успехов. Постарайтесь при этом установить именно те способности и умения, которые привели к соответствующему результату.

В качестве ориентира можно воспользоваться приводимым ниже примерным набором знаний и способностей, обеспечивающих успешную профессиональную деятельность менеджера в организации.

Специальные знания:

– знание производства;

– знание менеджмента;

– профессиональные знания;

– общая эрудиция;

– контакты и связи.

Способности руководителя:

– «пробивная сила», напористость, умение убеждать;

– способность эффективно распределять имеющиеся ресурсы;

– способность воплощать разработанные стратегии в конкретные планы действий;

– умение распределять обязанности и ответственность за их выполнение, умение делегировать полномочия;

– умение стимулировать и мотивировать труд отдельных работников и всего коллектива;

– умение менять стиль руководства в зависимости от возможностей, состояния и ресурсов рабочей группы;

– способность к работе в «команде» и к кооперации.

Интеллектуальные качества:

– высокие объемы переработки информации;

– рассудительность, логичность;

– способность предлагать различные варианты решения проблем;

– творческий потенциал; умение предложить неочевидные способы решения проблем;

– умение прогнозировать развитие ситуации, управленческая интуиция;

– структурное системное мышление;

– практический интеллект;

– скорость и гибкость мышления, способность переключаться от одного типа проблем к другому.

Личные качества

– умение «быть в форме», высокий жизненный тонус, выносливость;

– манера держать себя, выдержка;

– коммуникабельность, умение выслушать, готовность прийти на помощь;

– способность достигать поставленной цели, несмотря на препятствия;

– адаптивность (способность быстро приспособиться к динамике внешних условий);

– восприимчивость к критике, самокритика.

Рабочие приемы:

– рациональность и системность в работе;

– техника принятия решений и «снятия» проблем;

– техника ведения переговоров, дискуссий;

– организация рабочего места и оптимальных условий труда.

С помощью подобного анализа вы можете выявить не только взаимосвязь между своими способностями и реализованными на практике успехами, но и понять, чего вы вообще можете добиться в жизни, т.е. определить, каким личным потенциалом для достижения своих целей вы располагаете. Причем помимо констатации важно наметить пути дальнейшего развития этого потенциала.

С другой стороны, вы должны также ясно и отчетливо представлять себе свои слабые стороны. Подобное осознание необходимо для того, чтобы избегать ситуаций и действий, в которых эти качества могут проявиться и привести к ошибке, неудаче или принять меры к избавлению от этих недостатков. Знать свои слабости — значит укреплять свои сильные стороны!

Составьте перечень своих серьезных неудач и ошибок. Отметьте, отсутствие или слабая выраженность каких качеств привели к этим промахам и поражениям. Вспомните, как вы в свое время преодолели ту или иную неудачу.

В качестве материала для сопоставления ниже приводится 11 базовых ограничений («слабых мест»), существенно сдерживающих эффективность работы современного менеджера.[2]

Для более точного восприятия указанных качеств приводим краткое наполнение каждого из них.

Неумение управлять собой:

– неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, знания, умения, навыки;

– неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца.

Размытость личных ценностей:

– отсутствие ясного понимания своих личных ценностей;

– наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.

Смутные личные цели:

– отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни;

– наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.

Остановленное саморазвитие:

– отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.

Недостаточность навыка решать проблемы:

– отсутствие стратегии принятия решения;

– неспособность эффективно решать проблемы в современных динамичных условиях рабочей среды.

Недостаток творческого подхода:

– затруднения в генерировании достаточно новых и оригинальных идей;

– неумение использовать новые идеи.

Неумение влиять на людей:

– недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих;

– слабое влияние на решения других людей.

Недостаточное понимание современного управленческого труда:

– недостаток понимания мотивации работников;

– устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя.

Слабые навыки руководства:

– отсутствие практических способностей добиваться результата от работы подчиненных.

Неумение обучать:

– отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности;

Низкая способность формировать коллектив:

– неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп или коллективов.

Определив и проанализировав наиболее существенные достижения и ошибки в вашей жизни, заполните таблицу баланса личных успехов и неудач.

УСПЕХИ НЕУДАЧИ
Мои крупнейшие успехи, достижения Как я этого добился (способности, которые были для этого необходимы)   Мои значительные неудачи, поражения   Способности, которых мне недоставало   Как я преодолел неудачи
1._________ 2._________ 3._________   10.________ Прочее   1._________ 2._________ 3._________   10.________ Прочее    

Сильные и слабые стороны

Следующий шаг – группирование выявленных вами достоинств и недостатков в блоки качеств и определение в каждом блоке двух-трех наиболее значительных, важных, сильных и слабых сторон. Полученный таким образом «срез» способностей является предпосылкой для планирования дальнейших шагов по достижению целей профессионального продвижения и роста.

«Срез» способностей Сильные стороны Слабые стороны
Профессиональные знания и опыт 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________
Способности руководителя 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________
Коммуникативные способности 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________
  Личные способности 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________
Интеллектуальные способности 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________ 1.____________________ 2. ____________________ 3._____________________

Анализ «цель – средства»

На этом, заключительном, этапе ситуационного анализа сравниваются средства, необходимые для достижения желаемых целей (личные, финансовые, временные ресурсы), и реальная ситуация (что имеется в наличии).

Выберите пять наиболее важных для вас жизненных целей.

Проверьте, чего вы еще должны достичь или к чему приступить, чтобы ближе подойти к каждой соответствующей цели.

По профессиональным (карьерным) целям необходимо определить уровень квалификации, требующийся для их достижения. И наметить конкретные практические шаги по приобретению опыта и способностей, которых вам еще недостает.

Желаемые цели Необходимые средства (что требуется) Имеется в наличии (способности, временной ресурс, финансы и т.д.) Не имеется в наличии Практические шаги
1.________ 2.________ 3.________ 4.________ 5.________        

Литература:

Основная

Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М., 2010. – 740 с.

Костюхина, Н. М. Акмеология физической культуры и спорта: учеб. пособие. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2005. – С. 5 – 14.

Дополнительная

Акмеология: В 2 ч. / Под общ. ред. проф. А. А. Понукалина. – Саратов: Изд-во В. П. Латанова, 2003. – Ч. 1: Теоретическая акмеология. – С. 158 – 162.

Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 15 – 19, 62 – 63, 84 – 86, 118-120, 153 –154.

Акмеология: учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – С. 65 – 208.

Деркач, А. А. Акмеология: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – С. 75 – 97.

Деркач, А. А Методология и стратегия акмеологического исследования: монография. / А. А. Деркач, Г. С. Михайлов. – М.: МПА, 1998. – 148 с.

Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. – М., 1999. – С. 101 – 170.

Наши рекомендации