Основные направления деятельности подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса образовательной организации МВД России

В образовательных организациях МВД России созданы и работают отделы и отделения по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса. Психологи этих подразделений проводят психологический отбор кандидатов на учебу, психологическое сопровождение профессиональной подготовки курсантов и слушателей на всех этапах обучения, анализируют эффективность службы выпускников в практических подразделениях. Важным направлением работы психологов образовательных учреждений МВД России является обеспечение адаптации обучаемых, снижение числа отчислений из вуза, мониторинг формирования компетенций обучаемых, реализация их личностно-профессионального развития, формирование профессионализма и психологический подготовленности курсантов к выполнению профессиональных задач в будущей оперативно-служебной деятельности.

Ниже более подробно рассмотрим основные направления психологической работы по организации психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях МВД России.

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса начинается с проведения психологического отбора кандидатов на обучение в образовательных организациях МВД России. Психологический отбор осуществляется для определения способности кандидата на обучение по своим личным и деловым качествам успешно пройти обучение в образовательной организации МВД России и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел, а также для выявления факторов риска девиантного поведения. В процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов к обучению и службе в системе МВД России. Определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путём проведения комплексного обследования, которое включает в себя ряд последовательных этапов.

В соответствии с приказом МВД России организация комплексного обследования кандидатов на службу органы внутренних дел или обучение в образовательных организациях МВД России возлагается на комиссии по профессиональному психологическому отбору.

Комплексное обследование проводится с письменного согласия кандидата. Письменное согласие кандидата оформляется в день представления заявления с просьбой о поступлении на службу[40].

Комплексное обследование проводится в течение 30 суток с момента явки кандидата в комиссию для прохождения указанного обследования.

На предварительном этапе психологического отбора проводится анализ учебных дел абитуриентов, а также изучаются данные психофизиологического обследования кандидатов по заключениям центров психофизиологической диагностики и данные полиграфных проверок, проводимых психологами комплектующих территориальных органов, содержащиеся в учебных делах.

На основном этапе психологического отбора проводится психодиагностическое обследование кандидатов на обучение в образовательные организации МВД России. Психодиагностическое обследование рекомендуется проводить в утренние часы, не зависимо от того, проводится ли оно индивидуально или в составе группы. Требования к оборудованию помещения и составу групп обследуемых подробно излагались в третьей главе настоящего пособия, поэтому на них сейчас останавливаться не будем. Психодиагностическое тестирование проводится с использованием методик определённых приказом МВД России.

Члены комиссии в каждом случае проведения комплексного обследования должны удостоверить личность кандидата путем проверки документа (паспорт, военный билет, удостоверение личности военнослужащего) и направления. Кроме того, психологами образовательных организаций МВД России, также проводятся полиграфные проверки кандидатов на обучение, прибывающих без готовых заключений о прохождении указанной проверки.

Итоговое заключение по результатам профессионального психологического отбора выносится с учётом всей имеющейся информации о кандидате на обучение собранной на всех этапах профессионального психологического отбора.

На основании проведенного комплексного обследования с учетом его результатов члены комиссии, придя к общему мнению, составляют и подписывают заключение о профессиональной пригодности кандидата (далее - заключение) по форме, утверждаемой Министром внутренних дел Российской Федерации. В случае возникновения разногласий между членами комиссии каждый из них (член комиссии, который не согласен с другими) составляет рапорт, который прилагается к заключению и служит его составной частью. Член комиссии, составивший рапорт, не подписывает заключение.

Заключение должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов:

- Рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности). К первой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется высокий уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий быстро овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе в особых условиях деятельности.

- Рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности). Ко второй категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и имеется средний уровень развития личных и деловых качеств, позволяющий в установленные сроки овладеть профессиональными знаниями, навыками и умениями, успешно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

- Рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности). К третьей категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых отсутствуют факторы риска и выявлен уровень развития личных и деловых качеств ниже среднего, но позволяющий овладеть необходимым минимумом профессиональных знаний, навыков и умений, удовлетворительно выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в обычных условиях, но не обеспечивающий успешного выполнения обязанностей в особых условиях деятельности. К этой категории профессиональной пригодности могут быть отнесены также кандидаты, у которых при высоком или среднем уровне развития личных и деловых качеств выявлен один фактор риска. Решения о профессиональной пригодности таких кандидатов принимаются с учетом содержания фактора риска, уровня развития их личных и деловых качеств, а также других данных.

- Не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности). К четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска.

Следующим важным направлением деятельности психологов образовательных организаций МВД России является психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, направленное на формирование сотрудника профессионала по соответствующей специальности, по которой обучающиеся проходят обучение. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса включает в себя следующие основные направления и мероприятия:

1. Психологическое сопровождение процесса адаптации вновь поступивших курсантов 1 курса к условиям обучения в образовательной организации системы МВД России.

2. Принимают участие в комплектовании учебных групп с учётом психологической совместимости курсантов, а также назначении младших командиров (командиров отделений, заместителей командира взвода) учебных групп с учётом их индивидуально-психологических и лидерских качеств.

3. Проводят мероприятия по формированию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективах учебных подразделений совместно с сотрудниками подразделений по работе с личным составом и курсовыми офицерами. На этом этапе проводятся регулярные (не реже чем раз в год) социометрические исследования морально-психологического климата в учебных коллективах и коррекционная работа по их результатам.

4. Не реже одного раза в год проводят психодиагностическое обследование всех обучающихся с целью выявления обучающихся, плохо адаптирующихся к условиям учебной и служебной деятельности, склонных к отклоняющемуся поведению, имеющих проблемы в семье, склонных к суицидальному, аддиктивному поведению. Выявленные по указанным критериям обучающиеся должны проходить дополнительное психодиагностическое обследование и включаться в группу повышенного психолого-педагогического внимания.

5. Проводят мероприятия психологической коррекции с сотрудниками постоянного состава образовательной организации, обучающимися, входящими в группу повышенного психолого-педагогического внимания и имеющими признаки нарушений психической адаптации или переутомления, психологическую реабилитацию указанных сотрудников, консультирует их по вопросам учета психологических аспектов при регулировании семейно-бытовых отношений, профилактики, разрешения и минимизации последствий межличностных конфликтов.

6. Принимают участие (готовять психологические характеристики) в работе комиссий по переводу обучающихся с курса на курс.

7. Проводят мероприятия, направленные на совершенствование стиля и методов управления сотрудниками образовательной организации на всех уровнях.

8. Проводят специальную психокоррекционную и профилактическую работу среди обучающихся с активным использованием возможностей специального оборудования кабинета психологической регуляции.

9. Проводят занятия по психологической тематике в системе морально-психологической подготовки личного состава, в том числе по повышению психолого-педагогической компетентности руководящего состава образовательной организации МВД России и её подразделений, развитию коммуникативной компетентности сотрудников и владению ими приемами само- и взаимопомощи с целью формирования навыков регуляции своего психического состояния.

10. Организуют и проводят мероприятия психологической работы, направленные на выявление сотрудников постоянного состава и обучающихся, находящихся в кризисном состоянии, с целью профилактики разного рода чрезвычайных происшествий (в том числе и суицидальных происшествий) и предупреждение профессиональной деформации личности.

11. Анализируют текущие конфликтные ситуации среди обучающихся, между обучающимися и командно-преподавательским составом, причины неуспеваемости и нарушений дисциплины среди курсантов.

12. Изучают и анализируют причины отчислений обучающихся на первом году обучения.

13. Проводят психодиагностическое обследование курсантов и сотрудников постоянного состава, заступающих на службу с оружием.

Наши рекомендации