Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя. Постоянная и напряженная работа учителя по рефлексии, самопознанию, самообразованию и самосовершенствованию будет более эффективной
Постоянная и напряженная работа учителя по рефлексии, самопознанию, самообразованию и самосовершенствованию будет более эффективной, успешной, если в ее основе наряду со стремлением стать мастером своего дела будет иметь место и такой мотив, как стремление педагога максимально раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности и способности. Его специальность — это профессия увлеченных работой с людьми и самим собой. Человеку, выбирающему профессию учителя, следует помнить об этом, быть постоянно готовым к своему личност-ному и профессиональному развитию в процессе обучения в любых его формах (подробнее см.: [1, 15, 17, 19, 32, 55, 65, 67]).
Концепция профессионального развития учителя, разработанная Л.М. Митиной1, в качестве объекта развития рассматривает интегральные характеристики личности: педагогическую направленность, педагогическую компетентность, эмоциональную гибкость.
Так, характеризуя педагогическую направленность, выделяют три ее составляющие: 1) направленность на ребенка, ведущим мотивом которой является забота о максимальной самоактуализации его индивидуальности; 2) направленность на себя, выступающая как потребность в профессиональном самосовершенствовании; 3) направленность на все более глубокое овладение учебным предметом, который преподает учитель.
П р и рассмотрении педагогической компетентности наряду с необходимостью овладения широким кругом знаний, умений и навыков выделяется задача формирования у учителя способности отстаивать собственную личностную позицию. Обстоятельно характеризуя «коммуникативную», а внутри нее «конфликтную» компетентность, автор не только формулирует задачу формирования у учителя конструктивного отношения к конфликтам, овладения способами их анализа и разрешения, но и представляет (в заключительной части книги) технологии реализации этой задачи.
Эмоциональная гибкость понимается к а к оптимальное сочетание эмоциональной экспрессивности, отзывчивости и эмоциональной устойчивости учителя. Педагог с самого начала берет на себя функции максимальной эмоциональной защиты учащихся, их эмоциональной поддержки.
1 Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.200 с.
§ 3. Проблемы профотбора и развития профессионального мастерства435
Процесс профессионального самоопределения начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности и завершается тогда, когда он начинает считать себя профессионалом. Человек осознает уровень развития своих профессиональных способностей, понимает соответствие профессиональных мотивов, знаний и навыков тем требованиям, которые предъявляет деятельность к нему, переживает это соответствие как чувство удовлетворенности выбранной профессией. Однако, как утверждают специалисты, процесс профессионального самоопределения в реальной жизни не может иметь конечной завершенности, так как объективный уровень профессионализации постоянно растет, а, следовательно, меняются, усложняются и критерии оценки уровня профессионализации — в любой области деятельности человека, в том числе и педагогичес-кой1.
Требования, предъявляемые к деятельности педагога, должны быть учтены при подготовке учителя как профессионала. Ему надо обеспечить достаточное общее и специальное образование, включающее теоретические и практические курсы. Еще П.Ф. Кап-терев подчеркивал, что «...образование педагога должно ставить центром изучения человека во всех отношениях, и историю его развития в частности, в связи с родственными дисциплинами»2. Естественно, что возрастная и педагогическая психология как учебная дисциплина — необходимый компонент педагогического образования.
Важное условие для более успешной ориентации молодежи на педагогические профессии — это выявление интересов, склонностей и потенциальных возможностей у учащихся старших классов. В ряде педвузов введены факультативы «Юный педагог», «Будущий учитель» и т.д., где занимаются старшеклассники, интересующиеся педагогической профессией. Оправдал себя опыт работы педагогических классов, благодаря которому осуществлялась специальная профессиональная подготовка для их дальнейшего обучения в педагогическом вузе. Практика работы преподавателей Московского педагогического государственного университета в педагогических классах показала, что возможно было развивать не только интересы и склонности к педагогической профессии, но
1 Подробнее см.: Развитие и диагностика способностей. М., 1991.
С. 107-125.
2 Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
С. 630.