Отделение помощи детям с эмоционально-волевыми нарушениями и нарушениями общения

Программа работы включает несколько направлений помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста с выраженными нарушени­ями общения и эмоционально-волевой сферь (ранний детский аутизм, ранняя детская шизофрения, психопатии детского возраста, синдром дви­гательной расторможенности, мутизм, эпилепсия, эписиндром и др.).

Помощь ребенку начинается с организации элементарного взаимо­действия ребенка со взрослыми из близкого окружения и далее строится таким образом, 4Tq6biпостепенно расширять его познавательные и ком­муникативные возможности. Основная цель всей работы — достичь макси­мально возможного для данного ребенка уровня развития, жизнедеятель­ности и адаптации.

Значительных улучшений добиваются даже у детей, находившихся исходно в тяжелом состоянии. Ряд детей дошкольного возраста удается подготовить к посещению массовых детских садов; ряд детей, в соответ­ствующих государственных структурах признанных «необучаемыми», уда-

План-задание для самостоятельной работы



ется подготовить и выпустить для обучения в массовые и специализиро­ванные школы.

В отделении также организована мини-школа для обучения в неболь­ших группах детей младшего школьного возраста с нарушениями обще­ния, которые не были приняты ни в какие школы.

Отделение для детей с нарушениями речевого и коммуникативного развития

В коррекционной работе используются методики, которые очень эф­фективны для неговорящих детей и позволяют формировать речь во мно­гих случаях, считавшихся бесперспективными, позволяют активизировать компенсаторный потенциал ребенка и достигать значительных улучшений психического, речевого и познавательного развития.

Отделение психолого-педагогической помощи детям с глубокой умственной отсталостью

Развивающее обучение крайне необходимо для данной категории де­тей. Ранняя психолого-педагогическая работа позволяет достигать принци­пиально новых результатов помощи детям, положительных сдвигов в эмо­ционально-волевой и познавательной сферах, сдвигов, расширяющих тра­диционные представления о компенсаторных возможностях глубоко ум­ственно отсталых детей.

Начало коррекционной работы строится на основе формирования отдельных видов продуктивной деятельности, доступных для детей любо­го уровня, позволяющих установить контакт с ребенком и вызвать поло­жительную реакцию на обучение. Основным приемом обучения является совместная работа педагога и ребенка: руки педагога управляют руками ребенка. По мере закрепления простейших навыков работы производится переход к более сложным действиям и формам работы.

Дети младшего школьного возраста, посещающие специализирован­ную школу, получают в Центре поддерживающие занятия. Кроме того, проводится консультативный прием детей.

Для детей, не принятых в специализированную школу, в Центре дей­ствует мини-школа в составе двух учебных групп.

Отделение нейропсихологической помощи детям предшкольного и младшего школьного возраста с трудностями обучения

Современная массовая школа «выбраковывает» все большее количе­ство детей, имеющих те или иные особенности, приводящие к трудно­стям обучения. Таким образом, многие дети, даже признанные исходно психически и соматически здоровыми, постепенно вытесняются из сис­темы образования.

Применяемые в рамках данной программы новейшие методы нейро-психологической диагностики особенностей индивидуального развития мозга и отдельных его структур позволяют выявить истинные причины трудностей обучения и разработать в каждом случае систему методов и коррекционных программ, адекватных структуре и механизмам выявлен­ных психических дисфункций.

Интегративный детский сад

Выполняет функцию промежуточной адаптационной площадки для «выпускников» Центра, коммуникативные возможности которых расши-



Наши рекомендации