Глава IX. Психология личности и профессиональной деятельности учителя. 48.Развитие творческой активности школьников / Под ред

48.Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М., 1991.

49.Рахимов А.3. Педагогическая акмеология: наука о закономерностях достижения профессиональной вершины. Уфа, 1999.

50.Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

51.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психоло­гия. СПб., 1999.

52.Регуш Л.А. Прогностическая способность учителя и ее диагностика. Л., 1989.

53.Рогов Е.И. Психология общения. М., 2001.

54.Рогов Е.И. Личность учителя. Теория и практика. Ростов н-Д, 1996.

55.Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом про­цессе. М., 1991.

56.Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М., 2001.

57.Саитбаева ЭР. Теоретические основы самоопределения педагога-профессионала: Монография. М., 2000.

58.Самопознание — путь профессионального становления учителя / Сост. М.М. Акимова, А.А. Илькухин. Самара, 1994.

59.Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастер­ства преподавателя: Учеб. пособие. М., 1995.

60.Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя. Смоленск, 1999.

61.Сестры Сорины. Необходимый имидж, или Как произвести нуж­ное впечатление с помощью одежды. М., 2000.

62.Сотрудничество учителя и школьного практического психолога: Сб. науч.-метод, тр. под ред. А.К. Марковой, ТА. Шиловой. М., 1994.

63.Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеоло-гия воспитания и обучения. М., 1998.

64.Телегина Э.Д. Мотивы профессиональной деятельности учителя. Методические указания к проведению практических занятий по дисцип­лине «Педагогическая психология». М., 1995.

65.Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М., 1987.

66.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учи­теля. М., 1991.

67.Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. М., 1995.

68. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1995.

69. Щербакова Т.Н. Профессиональный рост учителя: Форми­рование механизмов субъективного контроля. Ростов н-Д, 1994.

70. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 2000.

План-задание для самостоятельной работы451

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. Используя методическую процедуру (гл. I, план-задание, п. 1), осуществите самозачет по системе психологических поня­тий.

Авторитет, авторитарная педагогика, авторитарный стиль ру­
ководства, внушение, демократический стиль руководства, креатив­
ность, либеральный стиль руководства, личностно ориентированный
подход в обучении, личностно-развивающий подход в обучении, лич­
ностные свойства учителя, любовь к детям, новаторский опыт, оп­
тимальное педагогическое общение, парадигма обучения, педагоги­
ческая деятельность, педагогическое мастерство, педагогическая
направленность, педагогическое мышление, педагогическое общение,
педагогические способности, передовой опыт, прогностическая спо­
собность, профессиограмма, профессионализация, профессионально
важные качества, профессиональное самоопределение, профессиональ­
ные способности, самообразование, самосовершенствование, смысло­
вой барьер, служба психологическая, стиль педагогического руковод­
ства, структура педагогической деятельности, структурно-иерар­
хическая модель личности учителя, требование, убеждение.

И. Подготовьте конспект лекции по теме «Психологические проблемы деятельности учителя», используя любую книгу из списка литературы [19, 32, 65, 67].

III. В письменном виде выделите основные проблемы и сфор­мулируйте ваше отношение к позиции К.Роджерса, изложенной в его статье [67, с. 2 7 6 - 2 8 3 ] .

К.Роджерс. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем

(извлечение)

Ко мне обратились с просьбой выступить от имени гуманис­тической психологии и рассказать, что мы можем сегодня дать тем детям, которых о б ы ч н о называют «способными» или «талант­ливыми». Однако, думаю, то, что мне удастся сказать сегодня, будет относиться ко всем ребятам. Я убежден, что каждый ребенок обладает громадным нераскрытым потенциалом творческих воз­можностей...

Я никогда не был школьным учителем и имею относительно небольшой опыт обучения студентов университета. Поэтому вы­брал следующий путь: я попытался представить, какие вопросы я

15*

Наши рекомендации