Особенности организации рефлексии на на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки
Реферат
«Рефлексия на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки»
Выполнил:Учитель ФК МБОУ СОШ №34,
Тренер-преподаватель
МБУ ДО ДЮСШ единоборств
г. Ставрополя
Первых Александр Николаевич
Ставрополь 2016 г.
Рефлексия на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки
Введение
1. Особенности организации рефлексии на на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки
2. Система работы тренера преподавателя по формированию навыков рефлексии у спортсменов
2.1. Начальное формирование рефлексии на на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки.
2.2. Применение ИКТ в формировании рефлексии
2.3. Дневник самоконтроля по по рукопашному бою в группах начальной подготовки.
2.4. Организация рефлексивной деятельности на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки.
Заключение
Список литературы
Введение
Каким должна быть спортивная подготовка, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как она должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?
В первую очередь, главным результатом спортивной подготовки и образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в спортивных школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки. Младшие возрастные категории осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Подростки учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, выбирать виды деятельности.
В своём послании к федеральному собранию президент заявил: «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Смысл состоит в том, что спортивное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники спорт.школ могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. В чём заключается суть инициативы и что мы должны сделать в самое ближайшее время? Вообще всё нужно делать с учётом индивидуальных особенностей детей и современных научных знаний о ребёнке».
Для того чтобы выполнить новый норматив по физической культуры необходимо воспитать и развить осознанное отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни в сознании ребенка. Все начинается с тренировок по рукопашному бою в группах начальной подготовки. Тренер должен с первого года обучения, с первой тренировки начинать подготавливать детей и объяснять им основы самоконтроля, и регулярно говорить о необходимости отслеживать свой уровень развития и подготовленности. И особенно важно воспитать это понимание в головах родителей и что бы они личным примером показывали своим детям необходимость в этом. А это сложный процесс, в котором необходимо принимать участие не только тренер преподаватель по рукопашному бою, но и работник медицины, и всё школьное сообщество должно быть в этом заинтересованно.
Особенности организации рефлексии на на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на тренировке является этап рефлексии.
Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце тренировки, как это принято считать, но и на любом ее этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с тренировки с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими приемами и методами.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
· рефлексия настроения и эмоционального состояния;
· рефлексия деятельности;
· рефлексия содержания учебного материала.
Интересный вопрос – рефлексия на тренировочном занятии. Как она вообще может быть и как создать ситуацию этой рефлексии? В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.
Речь идет о том, что происходит с человеческим организмом, с его эмоциями во время работы над собой. Это и есть исходный материал того, что можно анализировать, что можно как-то исправить, но набирается материал постепенно, и поэтому ситуация для собственной рефлексии создается медленно.
Что необходимо сделать для этого тренеру по рукопашному бою? Организовать и провести ряд работ, в процессе которых ребенок может исследовать себя по каким-то тестам, понять, что на данном этапе времени представляют собой его физические и двигательные особенности и категории тела: вес, рост, формы, пульс, работа сердца, работа дыхания, быстрота, сила, гибкость, выносливость и т.д. Это, безусловно, разные параметры, но все они являются частью физической культуры человека. Выстраивая эти причинно-следственные связи в подсчете пульса, в составлении графика пульса, выяснении изменения пульса в зависимости от настроения, нагрузки, ребенок имеет возможность отследить в разных, казалось бы, плоскостях именно тот момент, когда можно понять, что и от чего с ним происходит. А затем ответить на вопрос: хочет ли он, чтобы это с ним происходило, или хочет чего-то другого, тогда будет возможность понять, как можно эту ситуацию изменить. Или же ситуация спортсмена настолько устраивает, что он может сказать: «Да, это моя ситуация, я с ней согласен и ничего менять не буду». В этом и состоит, на мой взгляд, рефлексивный момент. Причем он присутствует в любой ситуации, в любом случае, заявляется ли он прямо или косвенно ребенком или замалчивается, он все равно происходит.