Особенности организации проектной деятельности в начальной школе

Учитывая безусловные достоинства проектной деятельности, о которых было сказано ранее, а также возрастные возможности учащихся 7-11 лет необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования проектного метода связано с позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми.

Учителю необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников, так как они не позволяют ставить перед учащимися слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности и привлечь множество вспомогательных дидактических материалов [12,с. 10].

Так, темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна находится в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в 1-2 классе должна составлять 1-2 недели, детям будет удобнее заниматься им во внеклассной и во внеурочной деятельности, чтобы опереться на помощь взрослых. При этом родители не должны брать на себя выполнение части работы, а лишь помогают ребенку советом. В 3-4 классе продолжительность можно увеличить до 1 месяца, чтобы учащиеся не потеряли интерес к проекту.

У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений.

В 4 классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.

Учителю начальных классов важно понимать, что для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем:

1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: умение спрашивать; умение выражать свою точку зрения; умение договариваться.

2. Развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий, включающей в себя: развитие аналитико-синтетических действий; сформированность алгоритма сравнительного анализа; умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; возможность выделять общий способ действий; перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников; обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Формирование данных показателей готовности учащихся начальной школы к проектно-учебной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.[9]

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

· мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

· планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

· информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

· рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

По мнению Н.Ю.Пахомовой, степень активности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

Й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Таким образом, как мы видим из схемы, роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом.

Чтобы работа учащихся действительно была проектной, а не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме, учитель, начиная работу над проектом, побуждать в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована понятным образом естественным для детей языком, например, через сказку, инсценировку, видеосюжет. Тема должна быть близка, интересна, доступна.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи проекта.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы, определить роль и деятельность каждого учащегося.

После планирования, учащиеся начинают заниматься самостоятельной деятельностью, в которой учитель выступает в качестве консультанта, направляющего.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. Учитель помогает учащимся уметь сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, помочь выстроить план изложения материала.

Также на этапе презентации можно предложить продемонстрировать свою работу, подкрепив её презентацией и рассказом об изделии. После – можно устроить выставки изделий, которые создали ученики. Кроме того, каждый участник должен быть поощрен, например дипломом или грамотой.

Учителю необходимо научить детей работать с научно - познавательной литературой, выделять в источниках главное, обобщать информацию, планировать свою деятельность, кроме того учащихся надо водить на экскурсии, прогулки-наблюдения, для заинтересованности и начала проекта, а так же во время работы над проектом.

Работая над проектами в урочной и внеурочной деятельности учащиеся:

· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников информации;

· учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий;

· приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

· развивают у себя исследовательские умения;

· развивают творческое мышление [20, с.51].

Безусловно, проектная деятельность несет в себе множество достоинств, но учителю следует учитывать возрастные возможности учащихся 7-11 лет, сформированность их ряда коммуникативных, самооценочных и оценочных умений, развитие мышления, их “интеллектуальную зрелость”. На всех этапах проекта учитель выполняет различную, но важную роль. На первых этапах он побуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, помогает сформулировать цель и задачи проекта, во время самостоятельной деятельности детей он выступает в качестве консультанта, а на этапе презентации он помогает учащимся излагать свои мысли, выстраивать свое выступление, оценивает его деятельность со стороны.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно. В ходе проектной деятельности учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания; учатся пользоваться приобретенными знаниями и умениями при решении проблемных заданий; приобретают коммуникативные умения, работая в группах; развивают у себя исследовательские умениям и творческое мышление.

Наши рекомендации