Организация рефлексивной деятельности на тренировочных занятиях по рукопашному бою в группах начальной подготовки

Моя тренировочная деятельность посвящена рукопашному бою, комплексное единоборство. Здесь самоконтроль и рефлексия являются важнейшим фактором в подготовке спортсменов РБ. Им приходится часто выезжать и участвовать в различных соревнованиях. И без проведения с обучающимися занятий по рефлексии нельзя быть уверенным, что на следующих стартах в такой же ситуации не допустит повторных ошибок. Занятия по рефлексии и самоконтролю повышают в обучающихся уверенность в себе и своих силах.

Занятия по рефлексии основываются на разборе видео и фото фрагментов, соревнований на которых выступал спортсмен, или видеозаписи других участников соревнований. Так же допустимо проводить тренировки и записывать их на видеокамеру, это позволит спортсменам увидеть свои ошибки и недочеты, а так же увидеть себя со стороны и оценить, как он воспринимает информацию от тренера, и сравнить свое поведение с поведением товарищей. . Проведение анализа действий участниками соревнований по материалам фото- и видеосъемки проходит по следующему алгоритму:

· просмотр видео.

· анализ действий участника (участников) и сопровождающих – выявление правильных действий (ответ на вопрос «Что способствовало успеху?) и ошибок (кто, на каком этапе какую ошибку допустил, почему была допущена эта ошибка (недостаток знаний, умений, неправильное применение снаряжение, неправильная техника выполнения ударов или бросков); оценка участником собственных действий, ответ на вопрос «Что я не умею, чему я должен научиться» и т.п.)

· анализ видеоматериалов тренером, внесение корректив в организацию учебно-тренировочного процесса (проведение тренировок, учебных сборов и т.п.)

· создание видеоархива, использование аналитических материалов при подготовке новых спортсменов.

В качестве дневника самоконтроля учащимся, занимающимся в секции, я рекомендую вести тетрадь, куда он записывает теоретические сведения и вносит данные по своим соревнованиям, результат и место. Такие занятия по рефлексии дисциплинируют обучающихся. У спортсменов процесс самоконтроля и анализа надо регулярно подводить к этому путем беседы, организации мини- соревнований внутри группы, создания условий, когда сильнейшие уступают более слабым товарищам.

Кроме этого юным спортсменам РБ нравится видеть изменения, которые происходят в их подготовке и спортивной форме. Занятия по рукопашному бою позволяют тренеру подробно ознакомиться с индивидуальными особенностями в психоэмоциональном и физическом развитии спортсмена и составить и объяснить индивидуальный график тренировок во время самостоятельных занятий дома и на занятиях. Тренеру легче объяснить, зачем это необходимо, так как в секцию ходят заинтересованные дети, желающие добиться определённых результатов в избранном виде спорта. Тренеру также необходимо отслеживать уровень физического развития, знать, когда у спортсменов пик формы, уровень технической и тактической подготовки, что позволит сформировать команда и подвести спортсменов к ответственным стартам на пике или подъеме их спортивной формы.

Заключение

Таким образом, обучение навыкам рефлексии на трентровочных занятиях по рукопашному бою НП – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за Одину тренировку, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на тренировочных занятиях по рукопашному бою позволяет расширить спектр тренировочных занятий, обогатить тренировки по РБ материалом

Таким образом, многоплановость тренировочных занятий по РБ , разнообразие учебных заданий, которые связаны порой с материалом, не входящим в программу, позволяют сделать занятия интересными и полезными для здоровья и физического развития спортсмена, целенаправленно влиять на каждого спортсмена с учетом его индивидуальных кондиций, возможностей и способностей. Обучение навыкам рефлексии на тренировочных занятиях по РБ, привлечение к этой работе родителей – это один из способов заставить задуматься отдельного спортсмена – о своем здоровье, о спортивных достижениях.

Список литературы

1. Акулова О.В. Модернизация общего образования6 технология образовательной деятельности. – Санкт-Петербург, ООО «Береста», 2002 – 96 с.

2. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы. - М., «Просвещение», 2008 - 190 с.

3. Материалы конкурса методических служб образовательных учреждений города Рыбинска – МОУ ДПО ИОЦ, 2009

4. Гальдесман А.Б. Смирнов К.М. Физиологические основы методики спор­тивной тренировки. - М.: ФиС, 1980.

5. Горкин М.Я. с соавт. Большие нагрузки в спорте. - Киев, "Здоров'я", 1973.

6. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений.-М.: Медицина, 1974.

Наши рекомендации