Раздел 4. Внутривузовские системы качества и оценка качества образования
Болонский процесс является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление ОУ, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.
Берлинская декларация, принятая 19 сентября 2003 года министрами образования стран участниц Болонского процесса, отмечает, что: "качество высшего образования является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать дальнейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровне. Министры подчеркивают необходимость создания общих критериев и методик оценки качества".
В Берлинской декларации определено, что национальные системы гарантии качества образования должны обеспечивать:
· определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;
· оценку программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу;
· систему аккредитации, сертификации и подобных процедур;
· свидетельства международного участия в оценке и международного сотрудничества.
При этом отмечается, что в соответствии с принципами университетской автономии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую очередь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом, создается база для реальной ответственности академической системы в рамках каждого государства.
Для координации разработки европейских стандартов качества и решения проблем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений была создана Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. В соответствии с решением Берлинской декларации ENQA разработала "Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе". Этот документ является основой для построения систем внутренней и внешней оценки и гарантии качества образования и аккредитации Европейских агентств по оценке качества образования.
В основу документа "Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе" положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Европы:
· заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем качестве высшего образования;
· важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность;
· поставщики высшего образования несут основную ответственность за гарантию его качества;
· интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены;
· качество академических программ для студентов и остальных бенефициариев должно улучшаться и развиваться;
· должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие академические программы;
· очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов гарантии качества;
· необходимость соответствия внешней оценки качества своим целям. Для достижения этих целей внешняя оценка качества должна накладывать только соответствующую и необходимую нагрузку (не более того) на образовательные заведения; должно поощряться развитие культуры качества в вузах;
· должны разрабатываться процессы, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность, включая отчетность за общественные и частные материальные инвестиции;
· гарантия качества с целью отчетности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;
· учебные заведения должны демонстрировать свое качество как внутри страны, так и на международной арене;
· используемые процессы гарантии качества не должны подавлять многообразие и новаторство.
На основе перечисленных принципов в документе были сформулированы стандарты и директивы ENQA по внутренней и внешней оценке (гарантии) качества в вузах, которые могут и должны быть положены в основу построения систем качества (СК) ОУ наряду с другими современными подходами и принципами современного менеджмента качества. В следующем подразделе 1.2 рассмотрены стандарты и директивы ENQA для гарантии качества образования.
В Бергенской декларации от 20 мая 2005 года отмечается, что "высшим учебным заведениям стран участниц Болонского процесса необходимо продолжить усилия по повышению качества своей деятельности посредством систематического представления своих внутренних механизмов гарантии качества и непосредственной корреляции внутренних схем с внешней системой гарантии качества".
Бергенская декларация констатировала также, что страны участники Болонского процесса принимают "Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе", предложенные ENQA.
Для введения предложенной ENQA модели качества предполагается использовать оценку агентств гарантии качества образования на национальной основе. При этом подразумевается уважение принимаемых всеми руководящих принципов и критериев. Предполагается составить единый Европейский регистр агентств гарантии качества образования.
Таким образом, в качестве базовых документов построения типовой модели системы качества (СК) образовательного учреждения (ОУ) принимаются следующие документы:
· акты Российской Федерации, отражающие требования к лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ, рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации относительно построения, внедрения и оценки типовой модели СК ОУ;
· стандарты и директивы Европейской сети (Ассоциации) гарантий качества (ENQA) в сфере высшего образования [3];
· стандарты серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и др.
1.2. Стандарты и директивы Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA), как базовые требования к системе качества образовательного учреждения
Система требований к качеству образования формулируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями Государственных образовательных стандартов (ГОС), а также требованиями по лицензированию, аттестации и аккредитации ОУ. Формальное представление требований национальной системы качества образования выражается в виде показателей государственной аккредитации.
Вступление России в Болонский процесс налагает определенные требования как на национальную систему гарантии качества образования, так и на механизмы внутренних гарантий качества ОУ, реализуемых посредством СК ОУ. Эти требования в настоящий момент определяются "Стандартами и Директивами для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе", разработанными ENQA, и могут рассматриваться, как базовые требования к СК ОУ.
Европейские стандарты и директивы по внутренней гарантии качества, т.е. фактически - требования к внутренней СК ОУ сводятся к следующему:
Политика и процедуры оценки качества
Стандарт:
Учебные заведения должны иметь политику и соответствующие процедуры гарантии качества и стандарты своих образовательных программ и сертификатов. В своей работе они также должны полностью посвящать себя развитию культуры признания важности качества и его гарантий. Для достижения этого учебные заведения должны разрабатывать и применять стратегию постоянного улучшения качества. Стратегия, политика и процедуры должны обладать официальным статусом и должны находиться в свободном доступе. Они также должны отводить роль студентам и другим заинтересованным сторонам.
Директивы:
Официальные процедуры и политика должны образовывать систему, в которой вузы разрабатывают и отслеживают эффективность своей системы гарантии качества. Они также помогают формировать общественную уверенность в независимости организаций. Политика должна содержать заявление о намерениях и основные средства, с помощью которых данные намерения осуществляются. Руководство по процедурам должно предоставлять детализированную информацию о методах, с помощью которых осуществляется политика, и служить справочным материалом для лиц, интересующихся практическим аспектом применения процедур.
Изложение политики должно отражать:
· отношение между обучением и исследовательской работой в учебном заведении;
· стратегию учебного заведения по отношению к качеству и стандартам;
· организацию системы гарантии качества;
· обязанности департаментов, школ, факультетов и других организационных подразделений и частных лиц по отношению к гарантии качества;
· вовлечение студентов в процесс гарантии качества;
· методы, с помощью которых политика применяется, контролируется и проверяется.
Реализация требований ENQA полностью зависит от понимания учебными заведениями (на всех их уровнях) того, что:
· их программы имеют ясные и эксплицитные ожидаемые результаты;
· их работники готовы и могут осуществлять учебный процесс, что поможет студентам достичь этих результатов;
· предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников, которые демонстрируют мастерство, компетентность и преданность делу. Все учебные заведения должны стремиться к улучшению и совершенствованию уровня образования, предлагаемого студентам.
Утверждение, мониторинг и периодические проверки программ и квалификаций
Стандарт: Учебные заведения должны иметь официальные механизмы утверждения, периодических проверок и мониторинга своих программ и сертификатов.
Директивы:
Доверие студентов и других заинтересованных сторон высшему образованию легче установить и поддерживать с помощью обеспечения качества, которое гарантирует, что программы хорошо составлены и регулярно проверяются и являются релевантными и востребованными.
Гарантия качества программ и сертификатов должна включать:
· разработку и публикацию ожидаемых результатов обучения;
· постоянное внимание учебному плану, составлению и содержанию программ;
· специфические требования различных видов обучения (дневное отделение, заочное отделение, дистанционное обучение, Интернет-обучение) и типов высшего образования (академическое, профессиональное);
· доступность ресурсов обучения;
· официальные процедуры по утверждению программ вышестоящими организациями;
· наблюдение за прогрессом и достижениями студентов;
· регулярные проверки программ (включая проверку специалистами извне);
· постоянное взаимодействие с работодателями, представителями рынка труда и другими соответствующими организациями;
· участие студентов в процедурах гарантии качества.
Оценка студентов
Стандарт:
Студенты должны оцениваться с помощью опубликованных критериев, положений и процедур, применяемых согласованно.
Директивы:
Оценка студентов является одним из наиболее важных элементов в высшем образовании. Результаты оценки оказывают большое влияние на будущую карьеру студентов. Таким образом, важно чтобы оценочный процесс всегда производился профессионально, с учетом существующих обширных знаний в области тестирования и проведения экзаменов. Оценка также предоставляет важную для учебных заведений информацию об эффективности поддержки обучения.
Процедуры оценки студентов должны:
· быть составленными в соответствии с предполагаемыми результатами обучения и другими целями программ;
· соответствовать своему назначению (диагностическому, воспитательному, текущему или итоговому);
· руководствоваться четкими опубликованными критериями;
· проводиться людьми, понимающими влияние оценки на студентов в процессе приобретения знаний и умений, относящихся к их будущей квалификации;
· по возможности, не полагаться на суждение одного проверяющего;
· принимать во внимание возможные последствия экзаменационных требований;
· иметь ясные правила, касающиеся отсутствия студента, его болезни и других уважительных причин;
· гарантировать надежность оценочного процесса, в соответствии с установленными процедурами учебного заведения;
Гарантия качества преподавательского состава
Стандарт:
Учебные заведения должны разработать методы для определения достаточной компетенции и квалификации работников, вовлеченных в учебный процесс. Данные методы должны быть доступны для внешней проверки, и быть упомянуты в отчетах.
Директивы:
Преподаватели являются главным ресурсом учебного процесса, доступного большинству студентов. Очень важно, чтобы преподаватели обладали полным знанием и пониманием преподаваемого предмета, имели необходимые умения и опыт для эффективной передачи знаний студентам в рамках учебного контекста, и имели обратную связь с обучаемыми. Учебные заведения должны гарантировать, что пополнение штата сотрудников и процедуры назначения включают способы гарантирования, что новые сотрудники обладают хотя бы минимально достаточным уровнем компетенции. Преподавательскому составу должны предоставляться возможности повышать профессиональную квалификацию, и должны поощрять самосовершенствование. Учебные заведения должны предоставлять преподавателям с недостаточным уровнем компетенции возможности развивать умения до приемлемого уровня и обладать средствами лишения таких преподавателей права на преподавание, если преподаватель продолжает демонстрировать свою недостаточную компетенцию.
Ресурсы обучения и поддержка студентов
Стандарт:
Учебные заведения должны гарантировать, что ресурсы, доступные для обучения, являются адекватными и уместными для каждой предлагаемой программы.
Директивы:
Кроме доступа к преподавательскому составу, студентам необходимо иметь также доступ к другим ресурсам процесса обучения. Ресурсы могут быть как физическими (такие как библиотеки или компьютеры), так и человеческими (наставники, советники и другие консультанты). Ресурсы обучения и другие механизмы поддержки должны находиться в свободном доступе, быть смоделированными в соответствии с нуждами студентов; студенты должны иметь возможность высказывать свое мнение о предоставляемых услугах. Учебные заведения должны вести постоянное наблюдение за эффективностью дополнительных услуг, проводить проверки и улучшать их.
Информационные системы
Стандарт:
Учебные заведения должны гарантировать сбор, анализ и использование информации, необходимой для эффективного управления программами обучения и другой деятельностью.
Директивы:
Самообследование или самооценка учебных заведений - это отправная точка для эффективной гарантии качества. Очень важно, чтобы учебные заведения обладали средствами сбора и анализа информации о собственной деятельности. При отсутствии данных средств учебные заведения не будут знать, что в их системе работает хорошо, а что требует внимания, также не будут известны результаты нововведений.
Информационные системы, относящиеся к качеству, в некоторой мере зависят от местных условий, но они, по крайней мере, должны охватывать:
· прогресс студентов и уровень успеваемости;
· спрос на выпускников на рынке труда;
· удовлетворенность студентов учебными программами;
· эффективность преподавания;
· состав студентов и его анализ;
· доступные обучающие ресурсы и их стоимость;
· главные показатели деятельности данного учебного заведения.
Также очень важно сравнение учебных заведений с другими аналогичными организациями ENQA и за ее пределами. Это позволяет заведениям углубить уровень самопознания и найти различные методы саморазвития.
Общественная информация
Стандарт:
Учебные заведения должны регулярно публиковать свежую, беспристрастную и объективную информацию (количественную и качественную), о предлагаемых ими программах и сертификатах.
Директивы:
В осуществлении своей общественной роли, учебные заведения несут ответственность за предоставление информации о предлагаемых программах, об ожидаемых результатах этих программ, квалификациях, которые они присваивают, используемых обучающих и оценочных процедурах и об образовательных возможностях, доступных студентам. Публикуемая информация также может содержать описание достижений выпускников и характеристику обучающихся на данный момент студентов. Данная информация должна быть точной, беспристрастной, объективной и доступной. Данная информация не должна использоваться только в качестве маркетинговой акции. Учебное заведение должно проверить, что информация соответствует ожидаемому результату в отношении беспристрастности и объективности.