Характеристика физического качества быстроты. Психофизиологическая оценка данного качества и закономерности его развития.

В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энерготрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА).

Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:
1. Быстроту простой и сложной двигательных реакций.
2. Быстроту одиночного движения.
3. Быстроту сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.
4. Частоту ненагруженных движений.

Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности.
Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры. Такие, комплексные, формы проявления быстроты, принято называть скоростными способностями человека. Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы еще достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий.

Основными средствами развития различных форм быстроты являютсяупражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены на развитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенности развития различных ее форм.

Целенаправленного развития быстроты и скорости движений требуют далеко не все современные профессии. Для большинства видов трудовой деятельности достаточно бывает того ее уровня, который достигается в процессе общефизической подготовки. Вместе с тем, работа операторов, пилотов авиалайнеров, водителей автотранспорта, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, различных служб охраны и т. п., требует высокого уровня развития быстроты.

Средства для развития быстроты могут быть самыми разнообразными. Для многих профессий созданы специальные электронные тренажерные системы, работа на которых одновременно совершенствует и специфические формы проявления быстроты. В процессе прикладной физической подготовки, для развития быстроты и скорости движений, могут быть использованы разнообразные упражнения. Отличные результаты достигаются при занятиях борьбой (вольной, классической, дзю-до, самбо), боксом, восточными видами единоборств, спортивными играми (теннис, настольный теннис, бадминтон, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей), легкой атлетикой, фехтованием и многими другими видами спорта.

В самостоятельных занятиях можно применять упражнения с партнером и без партнера, групповые упражнения для развития и совершенствования быстроты и скорости движений. Некоторые из таких достаточно простых и эффективных упражнений приведены в данном разделе.

7. Характеристика физической нагрузки и содержание её составляющих.

Физическая нагрузка— это количественный показатель воздействия упражнений на функциональную деятельность организма.

Физическая нагрузка: Направленность, Объем нагрузки, Интенсивность нагрузки.

Направленность физической нагрузки:

-обучение двигательному действию (преимущественно координационная направленность);

-на определенные системы организма (мышечная ( силовая), функциональная и др.);

Нагрузка: Внешняя, внутренняя.

Внешняя нагрузка.Выражается естественным или искусственным (тренировочным) воздействием на организм, что в свою очередь выражается в минутах (часах), километрах, килограммах, схватках – количественно, т.е. объемом и интенсивностью (темп, мощность).

Внутренняя нагрузка – реакция организма на внешнюю нагрузку. Выражается в изменениях частоты сердечных сокращений (ЧСС), потреблении кислорода, легочной вентиляции и т.д.

Физические нагрузки: малые, средние, значительные (околопридельные), большие (придельные).

Интенсивность физической нагрузки— это отношение количества упражнений повышенной сложности к общему числу упражнений за определенный промежуток времени.

Интенсивность может регулироваться за счет изменения времени и условий выполнения упражнений: скорости, темпа, ритма движения, а также сопряженного выполнения упражнения (с использованием отягощений или мощности двигательных актов - скорости и силы).

Объем физической нагрузки— совокупность всех упражнений, выполняемых каждым учеником.

Под объемомпонимают количество физической нагрузки за одну тренировку, неделю и т. д., выраженное в мерах времени, веса, длины и количестве выполненных упражнений.

Физическую нагрузку увеличивают постепенно. При этом обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.

Оптимальная, целесообразная нагрузка– это нагрузка, вызывающая желаемые сдвиги в организме.

Оценить воздействие нагрузки на организм можно по показателям функционального состояния (например, по величине ЧСС во время работы или скорости ее восстановления после нагрузки; по скорости двигательной реакции или точности воспроизведения движений).

Физические нагрузки по величине воздействия на организм:Развивающие, Поддерживающие, Восстановительные.

К развивающимнагрузкам относятся большие и значительныенагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления ( при пульсе 180 и выше и 160 ударов -100% и 70 - 80% работоспособности).

К поддерживающим (стабилизирующим) относятся средние нагрузки,воздействующие на уровне 50-60% по отношению к большим нагрузкам (150 ударов - 60 - 50% работоспособности).

К восстановительнымотносятся малые нагрузкина организм ученика на уровне 25-30% по отношению к большим (130 ударов соответствует 30 - 40% работоспособности).

Наши рекомендации