Техническое и профессиональное образование. Цель: социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования

Цель: социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования.
Целевой индикатор: доля выпускников учебных заведений ТиПО, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных и занятых в первый год после окончания обучения.
Задачи:
1. Повышение престижа системы ТиПО.
Подготовка кадров будет осуществляться на основе национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов.
Система ТиПО станет эффективным инструментом управляемой учебной миграции. Для этого будет продолжена подготовка квалифицированных специалистов в рамках социального проекта «Мәңгілік ел жастары - индустрияға» с закреплением выпускников на новом месте жительства.
Будет систематизирована работа по профориентации, которая будет нацеливать молодежь на прагматичный подход к жизни и мотивировать ее на обязательное получение рабочих навыков и умений. Будут предусмотрены профессиональные пробы для учащихся школ на базе колледжей, в школах будут создаваться кабинеты профориентации, в процессе профессионального самоопределения учащихся активно будут участвовать работодатели и родители.
Для привлечения учащихся школ к получению рабочих квалификаций будет проработан вопрос о создании системы профориентационной работы, предусматривающий координацию деятельности всех заинтересованных структур: органов образования, занятости, работодателей, родительской общественности.
Будет дан новый импульс престижу рабочих квалификаций путем проведения широкомасштабной информационной работы, создания и пропаганды образа человека труда.
Ежегодно будут проводиться республиканские конкурсы «Лучший по профессии» среди обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, региональный и национальный чемпионат WorldSkills Kazakhstan.
Проведение чемпионатов WorldSkills Kazakhstan позволит интегрироваться в международное движение, так как победители национального чемпионата WorldSkills Kazakhstan будут участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства World Skills.
В средствах массовой информации будет размещен государственный информационный заказ по широкому освещению престижности ТИПО.
В результате принятых мер к 2020 году охват молодежи типичного возраста техническим и профессиональным образованием будет увеличен до 18 %.
2. Обеспечение доступности ТиПО и качества подготовки кадров.
Для обеспечения доступности получения профессионального образования молодежью будет увеличено количество ученических мест в колледжах путем строительства организаций ТиПО за счет бюджета, а также с участием ГЧП.
Будет изменена организационно-правовая форма учебных заведений ТиПО с целью расширения перечня услуг предоставляемых образовательными учебными заведениями на платной основе. После изменения организационно-правовой формы организаций образования будут проработаны вопросы предоставления финансовой самостоятельности с внедрением единой прозрачной бухгалтерии.
Будут созданы центры по подготовке кадров совместно с ведущими зарубежными странами на базе действующих учебных заведений ТиПО.
Данные центры будут транслировать и апробировать опыт НАО «Холдинг «Кәсіпқор» по внедрению образовательных программ по международным требованиям, повышению квалификации инженерно-педагогических работников, обновлению материально-технической базы с учетом передовых технологий.
В целях систематизации подготовки кадров будет продолжена работа по профилизации учебных заведений ТиПО.
С 2017 года для всех желающих будет предоставлена возможность получения бесплатного технического и профессионального образования по рабочим квалификациям. Это позволит создать социальный лифт для молодежи, обеспечивающий доступ к непрерывной профессиональной подготовке через получение бесплатной первой рабочей квалификации, прикладных компетенций в старшей ступени школы.
Все желающие выпускники 9, 11 - классов, не имеющие рабочую квалификацию, будут обеспечены бесплатной первой рабочей квалификацией на базе колледжей. Количество обучающихся по рабочим специальностям будет увеличено до 40 %. Будет активизирована работа по профилизации подготовки кадров в соответствии с картой специализации регионов.
Курсовой подготовкой будут охвачены все желающие из числа нетрудоустроенной молодежи на базе учебных центров и колледжей в рамках Дорожной карты занятости 2020, а также за счет работодателей.
Будут выработаны новые подходы к предоставлению прикладных компетенций учащимся старших классов. Для этого совместно с МИО будут модернизированы образовательные программы действующих учебно-производственных комбинатов (далее – УПК). Для обеспечения востребованности сертификатов УПК будет прорабатываться вопрос с НПП по созданию центров сертификации для подтверждения навыков выпускников школ, обучившихся на базе УПК.
В целом реализация проекта решит вопросы равного финансового, программного, территориального доступа молодежи к первой рабочей квалификации и обеспечит социальную интеграцию молодежи в сферу трудовой деятельности.
В целях создания условий для лиц с особыми образовательными потребностями будут разработаны учебные планы по специальностям. Будет разработан перечень специальностей для обучающихся с особыми образовательными потребностями. В целях обеспечения равного доступа к образованию в колледжах будет проведена апробация программы инклюзивного образования.
К 2020 году доля учебных заведений ТиПО, создавших равные условия и безбарьерный доступ для студентов с особыми образовательными потребностями, составит 40 %.
Продолжится работа по оснащению и переоборудованию учебно-производственных мастерских, лабораторий и кабинетов спецдисциплин государственных учебных заведений ТиПО за счет бюджета, за счет работодателей и социальных партнеров, займа Всемирного банка, а также за счет лизингового механизма.
В системе ТиПО будут проработаны вопросы внедрения уровневой модели программы повышения квалификации инженерно-педагогических кадров, которая предусматривает 4-х уровневую программу повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения через НАО «Холдинг «Кәсіпқор» в соответствии с международными требованиями.
Для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения будет организована стажировка на предприятиях для актуализации знаний и передовых технологий, в том числе за счет социальных партнеров.
Будут проработаны вопросы по внедрению подушевого финансирования системы технического, профессионального и послесреднего образования.
Для повышения качества подготовки кадров и приведения образовательных программ в соответствие с требованиями международных стандартов с 2020 года будет введена международная аккредитация учебных заведений ТиПО.
С целью стимулирования колледжей размещение государственного образовательного заказа на подготовку кадров и право выдачи документа государственного образца будут осуществлять аккредитованные учебные заведения ТиПО.
Будет обеспечено качество подготовки квалифицированных кадров за счет полноценного внедрения в отраслях экономики независимой системы сертификации квалификаций специалистов на базе отраслевых ассоциаций.
3. Обновление содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны.
Будет пересмотрена Национальная система квалификаций в соответствии с международными требованиями и потребностями рынка труда. Для этого уполномоченным органам в области труда будет разработан Национальный классификатор профессий с учетом преемственности квалификационных уровней. Будет пересмотрен Классификатор профессий и специальностей ТиПО в соответствии с требованиями Международного стандарта классификаций образования (далее – МСКО), введены новые специальности с учетом требований работодателей и международных стандартов.
Будет проведена работа по совершенствованию профессиональных стандартов по приоритетным специальностям отраслей экономики, охватывающих все уровни национальной рамки квалификаций, в том числе по приоритетным для ГПИИР специальностям ТиПО. Разработка профессиональных стандартов будет осуществляться объединениями работодателей и утверждаться Национальной палатой предпринимателей.
Гибкость ГОС ТиПО, послесреднего образования дает возможность учебным заведениям изменять содержание рабочих учебных планов с требованиями работодателей, внедрять модульное, кредитное, дуальное обучение.
На основе профессиональных стандартов будут пересмотрены и обновлены образовательные программы ТиПО. Введение данных образовательных программ предоставить возможность построения индивидуальной траектории подготовки специалиста и повышения его профессиональной компетенции на рынке труда. Будет осуществлен поэтапный переход системы ТиПО к кредитно-модульной технологии обучения, что даст интеграцию уровней ТиПО, послесреднего и высшего образования.
Обновление содержания среднего образования будет учтено при подготовке кадров с ТиПО, послесредним образованием. Будут пересмотрены образовательные программы по педагогическим специальностям на основе нового стандарта обновления содержания среднего образования.
Разработка и трансляция образовательных программ, соответствующих международным и профессиональным стандартам в системе ТиПО, будут осуществлены НАО «Холдинг «Кәсіпқор».
Обучающимся будет представлена возможность развивать предпринимательские навыки за счет внедрения в учебных заведениях ТиПО курсов «Основы предпринимательской деятельности».
К 2020 году доля специальностей ТиПО, обеспеченных образовательными программами, разработанными на основе профессиональных стандартов, достигнет 58 %.
Также обеспечение качества подготовки кадров будут осуществляться через укомплектование библиотек колледжей современной учебной литературой и УМК. В этих целях будет переведена и адаптирована зарубежная учебная литература.
В колледжах будет осуществляться подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики по направлениям прикладного бакалавриата. Прикладной бакалавриат будет направлен на конкретную квалификацию с увеличением практико-ориентированной части образовательной программы.
Для развития партнерства по подготовке кадров будет продолжена работа по внедрению дуального обучения в учебных заведениях ТиПО. Основные функции участников дуального обучения (учебного заведения, предприятий, обучаемого, наставника, МИО и другие) будут урегулированы правилами организации дуального обучения. Будет усилена работа по взаимодействию Национального, региональных и отраслевых советов по развитию ТиПО, укреплена связь с Национальной палатой предпринимателей в части привлечения предприятий для дуального обучения. Предоставление мест для прохождения практики и содействия трудоустройства выпускников будет осуществляться на основе заключенных меморандумов, соглашений между учебными заведениями и предприятиями.
В результате к 2020 году доля колледжей, внедривших основные принципы дуального обучения, достигнет до 80 %.
4. Укрепление духовно-нравственных ценностей Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» и культуры здорового образа жизни.
Продолжится совершенствование нормативного правового обеспечения государственной молодежной политики.
Реализация Концепции молодежной политики сыграет важную роль в воспитании у молодежи казахстанского патриотизма.
В воспитательный процесс в организациях ТиПО будут внедрены ценности Общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел».
В организациях ТиПО будет продолжена работа по созданию комитетов по делам молодежи, который будет интегрировать студентов в общественную деятельность, развитию патриотизма, социальной ответственности, пропаганде здорового образа жизни, развитию самоуправления.
Студенты колледжей будут активно вовлекаться в волонтерскую деятельность. Ежегодно будут проводиться мероприятия по развитию патриотического воспитания, укреплению казахстанской идентичности и единства.
Будет введен курс «Казахстанская идентичность» в учебный процесс организаций ТиПО через факультативные занятия.
В учебных заведениях ТиПО будут функционировать школы волонтеров для оказания помощи детским домам, онкологическим больницам и домам инвалидов, ветеранам Великой отечественной войны, подготовки к крупным международным мероприятиям. Также будет проведен конкурс «Лучший Волонтер». Студенты учебных заведений ТиПО будут активно участвовать в деятельности трудовых отрядов «Жасыл ел».
К 2020 году доля студентов, вовлеченных в общественно-полезную деятельность (волонтерство и другие), составит 60 %.
В числе первоочередных задач по формированию здорового образа жизни в молодежной среде будет усилена государственная поддержка, укреплена и развита сеть кружков по физической культуре, в том числе спортивные секции, что даст возможность снижения количества правонарушений среди молодежи.
К 2020 году доля студентов, охваченных спортивными секциями, составит 70 %.
Будет проводиться работа по пропаганде здорового и качественного питания, формированию у обучающихся культуры питания, в том числе посредством потребления ими натуральных и свежих продуктов.
5. Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития ТиПО.
Продолжится трансляция опыта НАО «Холдинг «Кәсіпқор» на всю систему ТиПО.
Будет усилена деятельность попечительских и региональных советов.
Руководители организаций ТиПО будут проходить курсы повышения квалификации, в том числе за счет внебюджетных средств.
Будут проведены конкурсы с участием опытных и молодых инженерно-педагогических работников, также республиканский конкурс «Лучший педагог».

Наши рекомендации