Система профессионального образования в России. Непрерывное профессиональное образование

В настоящее время в России сложилась определенная система учрежденийпрофессионального образования разного уровня: начального (профессиональные училища и лицеи), среднего (техникумы и колледжи) и высшего (институты, академии и университеты). Несмотря на такое многообразие профессиональных учебных заведений, их нормальное развитие сдерживается дис-кретным характером и жестким иерархическим делением признанных государством уровней профессионального образования (образовательные цензы).

Непрерывность образования. Впервые концепция непрерывно­го образования была представле­на на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный резонанс. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы непре­рывного образования, в РФ пока еще нет общенациональной концепции, а есть только направления развития. Непрерывным может считаться образование, всеохва­тывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы обучения.

Начальное профессиональное образование (НПО) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям НПО может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

Новое качество политехнической подготовки учащихся – форми­рование системы знаний, умений и навыков об общих научных основах производства на основе взаимосвязи общеобразовательных предметов с предметами профессионально-технического цикла.

Общеобразовательные предметы не только являются базой для изучения специальных предметов, но и способствуют повышению качества профессиональной подготовки учащихся. С другой стороны, изучение специальных предметов помогает учащимся не только закрепить полученные знания по общеобразовательным предметам, но дополняет и углубляет их при рассмотрении научных основ техники, технологии, организации и экономики производства. В Перечне профессий и специальностей НПО профессии «ранжированы» по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования, требуемого для их освоения. Применительно к каждой профессии определены минимальные (базовые) сроки обучения, воз­можные специальности.

Среднее профессиональное образование в России имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углуб­лении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) и начального профессионального образования. Необходимость особой подготовки кадров средней квалификации выдвинута процессами специализации труда.

Существующая система профессионального образования не обеспечивает должным образом мобильность и конкурентоспособность молодых специалистов в рынке труда; налицо узкоспециализированный характер планирования их подготовки. При формировании образовательного заказа и его выполнении учреждениями профессионального образования не в полной мере учитываются особенности современного рынка труда. В большинстве случаев работодатели не участвуют в планировании и осуществлении профессиональной подготовки востребованных на их предприятиях специалистов, что приводит к разрыву между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью выпускников образовательных учреждений в условиях современного предприятия. Классификатор специальностей СПО систематизирует специальности подготовки специалистов данного уровня по группам родственных специально­стей.

Система высшего образования вступает в новую стадию своего функ­ционирования, так как происходит переход от подготовки специалиста к обра­зованию и формированию личности человека, что, в свою очередь, требует разработки и реального воплощения на практике новой образовательной парадигмы личностно ориентированного воспитания и обучения.

В качестве концептуального принципа этой парадигмы рассматривается идея о приоритете в системе высшего образования интересов личности, адекватных современным тенденциям общественного развития и ориентации на возможность полноценной реализации внутреннего потенциала каждого студента посредством решения задач. На уровне ВПО Перечень состоит из двух частей: Перечня направлений подготовки бакалавров и магистров и Перечня специальностей.

Непрерывное образование как педагогическая система – это целостная совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, эстетического отношения к действительности.

непрерывное образование – это процесс формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития способностей путем обучения в государственно-общественных учебных заведениях и путем самообразования, гарантия сохранения его как личности и профессионала в динамично меняющемся обществе. Для общества в целом непрерывное образование является механизмом расширенного воспроизводства его культурного и профессионального потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны.

Наши рекомендации