Основные парадигмы современной социальной педагогики. Тема 1. Методологические основы социальной педагогики

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

(А.К. Лукина)

Тема 1. Методологические основы социальной педагогики

Исторические предпосылки возникновения социальной педагогики.

Социальная педагогика родилась на стыке таких наук, как социология, социальная психология, политология, педагогика, теория поведения и т. п.

Ее появление связано:

1. Усложнение общественной жизни (иной механизм социализации, вхождение в общество подрастающего поколения);

2. Индустриализация производства и урбанизацией жизни, которые ведут к снижению эффективности семейного воспитания;

3. Развитие электронных коммуникаций, индустрии развлечений, часто влекущих разрушение нравственных оснований жизни.

Термин «социальная педагогика» введен в науку в 1844 г. немецким ученым К. Магером и далее распространен А. Дистервергом. Им был сделан вывод о необходимости разделения функций обучения и воспитания в развитии ребенка. Трактовки:

· социальная сторона воспитания (Пауль Наторп, Х. Мискес, Е. Борнеманн. В силу своей интегративности социальная педагогика проникает во все сферы воспитания, т. е. выступает одним из принципов педагогики.)

· педагогическая помощь в определенных условиях (компенсаторный подход –помощь обездоленным детям).

Интерес к социальной педагогике обострился в 70-е г. XX в., что было связано с очередным кризисом системы воспитания и «учебной» педагогики. У нас развивается коммунарская педагогика, во Всероссийском пионерском лагере «Орленок» под руководством О. С. Газмана и его последователей.

Социальная педагогика в настоящее время существует как наука, учебный предмет и сфера практической деятельности.

Основные парадигмы современной социальной педагогики.

Социальная педагогика к настоящему времени находится в ситуации бурного развития.

И. А. Липского выделяет парадигмы социальной педагогики:

1. Педагогическая парадигма. Основание для ее выделения: социальная педагогика как одна из отраслей социальной педагогики. Механизм формирования – аналогия, т. е. перенос свойств и связей общей педагогики (общего на частное). В наиболее общем виде под педагогикой понимается наука об обучении и воспитании людей, тогда под социальной педагогикой – отрасль знания, которая изучает социальное воспитание в контексте социализации. Стратегия реализации данной парадигмы – социальное воспитание, использование воспитательного потенциала социальных институтов

2. Социологическая парадигма. Основанием для ее выделения явилось установление приоритета методологических связей социальной педагогики с социологической наукой. Механизм формирования – аналогия, т. е. перенос общих социологических свойств и связей. В рамках социологической парадигмы она тесно связывается с социологией посредством социальной работы и сводится к педагогике социальной работы. Данная парадигма ориентирована в значительной мере на использование воспитательных сил социума, социальных институтов различного типа и вида. Стратегия реализации этой парадигмы – использование всех воспитательных возможностей различных институтов социума, а также оказание влияния на человека путем помощи в удовлетворении его социальных потребностей (социальная работа).

3. Социокультурный подход Р. В. Соколова (смесь первого и второго) - соединение воспитательных воздействий на личность в условиях социальной среды. Ее сила – в преодолении замкнутости и ограниченности традиционного знания при сохранении его научного потенциала, в выходе за пределы мировоззрения.

4. Социально-педагогическая парадигма. Её суть заключается в признании триединства социальных процессов, протекающих в разнообразных социально-педагогических институтах социума под влиянием специально организованной деятельности. Это процессы социального развития личности, ее включения в социальную среду и преобразования самого социума. Совокупность данных процессов во взаимосвязи с соответствующими социально-педагогическими системами и видами деятельности порождает три основных теоретических раздела социальной педагогики: социальное развитие личности; социальная работа; социальная среда. Эта парадигма формирует уже принципиально иные объект и предмет социальной педагогики, пространственное поле ее реализации, а также порождает относительно новый методологический подход – личностно-социально-деятельностный.

5. Психологопедагогическая, или социально-психологическая, парадигма социальной педагогики, С. А. Беличева. Основным объектом деятельности социального педагога является личность воспитанника, находящегося в определенном образовательном учреждении.

Наши рекомендации