Изучение детей дошкольного возраста
Основной целью специального психологического исследования ребенка дошкольного возраста является получение данных, характеризующих:
познавательные процессы;
эмоционально-волевую сферу;
предречевое и речевое развитие;
двигательное развитие.
Прежде чем приступать к диагностике психического развития ребенка, обязательно следует убедиться, что у него нет грубых дефектов зрения и слуха. Чтобы проверить слух ребенка, следует организовать какую-нибудь его деятельность, а затем встать у него за спиной на расстоянии 6 м и постучать в барабан, посвистеть в свисток, позвать шепотом, тихой речью, громко высоким голосом, громко низким голосом. Нормально слышащие дети должны отреагировать на эту стимуляцию.
К числу симптомов снижения зрения можно отнести: приближение картинок или предметов вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей.
При диагностике особенностей познавательной сферы детей этого возраста в центре внимания исследователя находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. При этом учитывают:
· степень необходимой организации и контроля за деятельностью ребенка со стороны взрослого;
· понимание и принятие инструкции;
· способность к организации целесообразного поведения, особенно для тех случаев, когда цель непосредственно не задана;
· выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок.
Обращают внимание на заинтересованность ребенка, его активность, возможность совместных действий, реакции на неудачу, обучаемость.
При психологической диагностике детей с нарушениями интеллекта, речи, анализаторов применяются задания с кубиками, в том числе простые задания с кубиками Кооса, с геометрическими фигурами, с соотнесением предметов по форме, цвету, величине, речевые задания, разработанные логопедами для оценки уровня речевого развития ребенка, задания на исследование различных видов мышления и т. д.
В приложении , 1, 2, 3 представлены схемы и описания методик психологического изучения детей дошкольного возраста.
Все задания, направленные на изучение моторики, речи, познавательной деятельности, могут быть использованы также и для диагностики эмоционально-волевой сферы.
Для этого, наблюдая за поведением и деятельностью ребенка в эксперименте, необходимо обратить внимание на следующие значимые показатели:
- общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т. д.); его активность; наличие познавательных интересов; проявления возбудимости, расторможенности;
- контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослым). Отсутствие дистанции, поверхностность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаще всего могут быть обусловлены интеллектуальным недоразвитием, характерным для умственно отсталых детей. Затруднение в установлении контакта испытывают дети с повышенным уровнем тревожности, с преобладанием процессов торможения, испытывающие трудности при адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, с проявлениями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении детей с расстройствами спектра аутизма и связан с отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир;
- эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение. Поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию детей уже с самого раннего возраста. У детей с невротическими расстройствами при поощрении наряду с проявлениями радости
отмечается резкое повышение результативности выполнения заданий, что происходит благодаря уменьшению эмоционального напряжения. Равнодушное отношение отмечается у детей, которые не заинтересованы в оценке взрослого или не понимают смысла и значения одобрения (например, при выраженных интеллектуальных нарушениях или расстройствах аутистического типа);
- эмоциональное реагирование на замечания и требования. Отмечаются как реакция ребенка на замечания, исправление ребенком своего поведения в соответствии с замечанием, так и необходимость более строгих мер для коррекции поведения. Отсутствие реакции на замечания у детей старше 3 лет может свидетельствовать об избалованности, когда ограничения и замечания непривычны для ребенка, или об интеллектуальных нарушениях, когда ребенок не понимает смысла замечаний. Ярко выраженные негативные, агрессивные реакции на предъявленные требования говорят о том, что ребенок, понимая смысл замечания, не желает ему подчиняться, например при психопатоподобном поведении;
- реагирование на трудности и неуспех в деятельности. Дети старше 2,5-3 лет способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий. Это фиксируется в элементарных речевых высказываниях типа: «так, не так», «а как же?», «правильно», «неправильно», «а теперь правильно?», «ой!» и пр. Обнаружив ошибку, дети сосредоточиваются на выполнении заданий и, исправляя ошибки, стараются достичь желаемого результата, обращаясь по мере необходимости за помощью к взрослому.
Реакция детей на неудачи может протекать и по иному, менее адекватному типу. В качестве примера приведем несколько возможных типов реагирования:
· постоянное обращение за оценкой правильности действий к взрослому, особенно в случае ошибки;
· потеря интереса при первом затруднении: встречается у детей с формальным отношением к выполнению задания, отсутствием направленности на результат деятельности и заинтересованности в ее оценке;
· пассивный уход от выполнения задания, молчаливый отказ от дальнейшего участия в эксперименте (встречается у детей с задержкой психического развития, которые, с одной стороны, критичны к собственному неуспеху, с другой - не понимают или не могут выполнить задание правильно);
· активный уход от выполнения задания, часто в форме агрессивных действий, разрушающих экспериментальную ситуацию (встречается у детей с признаками органического поражения ЦНС и при психопатиях);
· эмоциональный уход от выполнения заданий. В подобных случаях дети реагируют на неудачи или неоправданно громким дурашливым смехом, или плачем (встречается у гиперопекаемых детей и у детей с невротическими реакциями);
· расторможенность, проявляющаяся в массе быстрых неадекватных манипуляций с объектами, делающих невозможным достижение правильного результата (характерна для детей с последствиями органического поражения ЦНС);
· дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, препятствующем правильной ориентировке и осмыслению задания, а соответственно и нахождению правильного решения при сохранении стремления довести задание до конца (характерна для детей с выраженными невротическими проявлениями).
Психологическое исследование психического развития ребенка дошкольного возраста завершается составлением заключения. В нем содержатся обобщенные данные, отражающие развитие эмоциональной, познавательной, речевой и моторной сферы ребенка, характеристики его контакта с психологом и структуры деятельности по выполнению заданий. Отмечаются также наблюдаемые характерологические особенности ребенка. В случаях выявления нарушения психического развития в заключении даются характеристика психологической структуры нарушения и рекомендации по коррекции или компенсации наблюдаемых дефектов с целью оптимизации путей дальнейшего психического развития.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите особенности специального психологического изучения детей.
2. В каком возрасте можно начинать психологическое изучение ребенка?
3. Как проводят специальное психологическое обследование ребенка младенческого возраста?
4. Что является основной целью специального психологического обследования ребенка дошкольного возраста?
5. Какие параметры деятельности ребенка учитываются при оценке особенностей его познавательной сферы?
6. Какие значимые показатели должны учитываться при проведении психологического обследования ребенка?