Во время проведения занятия
1 Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.
2 Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3 Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4 Задания и инструктаж давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.
5 Пристально следить за тем, как учащиеся слушают педагога. Потеря внимания - сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6 Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7 Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся.
8 Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекларированным!
9 Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10 Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомленность.
Приложение 5
Таблица 6.1 - Классификация форм учебных занятий (уроков)
Тип учебного замятия | Основополагающая дидактическая задача | Логика учебного занятия (урока) | Другие формы организации учебно-познаватель. деятельности |
Урок изучения новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий и отношений в объекте исследования | Мотивация и актуализация опорных знаний и умений — восприятие, осмысление и первичное запоминание — первичная проверка понимания нового материала — первичное закрепление — анализ | Лекция, экскурсия, исследование, лабораторная работа, учебная практика, урок-сказка, урок-игра |
Урок закрепления знаний и способов действий учащихся | Организация и осуществление усвоения учащимися способов деятельности путем воспроизведения информации по образцу и в измененной ситуации | Мотивация и актуализация опорных знаний и умений, их коррекция—организация деятельности по применению знаний по образцу в измененной и новой ситуации с целью формирования умений безошибочного применения знаний — самоконтроль и контроль-коррекция | Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. |
Урок комплексного применения знаний и способов действия | Обеспечение усвоения знаний и способов действий учащихся на уровне применения в измененной и новой ситуации | Мотивация и актуализация комплекса знаний, необходимых для применения на творческом уровне — образец комплексного применения знаний и способов действий — самостоятельное применение знаний в разнообразных ситуациях — самоконтроль, контроль-коррекция | Семинар, практикум, лабораторная работа, деловая игра, конференция |
Урок обобщения и систематизации знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме, установление внутрипред-метных и межпредметных связей | Мотивация — анализ содержания учебного материала — выделение главного — обобщение и систематизация — установление внутри-предметных и межпредметных связей | Семинар, конференция, «круглый стол» |
Урок проверки и оценки коррекции знаний и способов действий | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение коррекции знаний и способов действий | Мотивация — самостоятельное выполнение контрольного задания — самоконтроль — контроль — анализ — оценка-коррекция | Зачет, коллоквиум, семинар, общественный смотр занятий |
Приложение 6
Таблица 7.1 - Продуктивные приемы деятельности педагогов, используемые на занятии
Представление информации | Активизация познавательной деятельности обучающихся |
· Четко ставится цель и задача Обсуждение плана деятельности · Количество узловых вопросов, обсуждаемых на уроке, не более трех · Обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного · Использование материалов из других областей · Информация представляется на языке слов, формул, образов, опор, схем · Разнообразие средств наглядности · Свертывание, уплотнение информации · Задания на составление таблиц, схем, алгоритмов, инструкций · 'Задания на поиск новой информации для решения проблем | · Самостоятельное «открытие» учащимися знаний с помощью вопросов и заданий педагога Проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися · Активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии · Анализ конкретных, практических, производственных ситуаций · Подчёркивание важности информации для профессии, жизни, развития · Организация групповой и парной работы · Повышение теоретического уровня лабораторно-практических работ Целенаправленная ошибка · Задания на применение знаний в нетиповых ситуациях · Использование проектной деятельности при изучении темы |
Организация контроля | Создание положительного эмоционального настроя |
· Целенаправленность контроля Обсуждение результатов контроля · Критерии оценки сообщаются заранее · Оценка результатов деятельности (а не личности) · Разнообразие форм контроля Преобладание обучающей функции над контролирующей · Самооценка и самоконтроль Поощрение учащегося соразмерно затраченным усилиям · Делается сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося | · Ободрение, похвала · Юмор, шутка, улыбка · Умеренные жесты, мимика Направленное формирование оценочных суждений · Создание обстановки доверия, уверенности в успехе · Отступление, связанное с темой занятия · Косвенное воздействие на поведение (изменение ситуации) · Преобладание положительных оценок (деятельности, результата) · Организация деятельности (а не поведения) |
Приложение 7