Правительство должно увеличивать спрос на качественное образование, просвещая и информируя общественность о необходимости предоставления образования для всех
Образование учителей и социальная инклюзия в Индии: роль образования учителей[43].
Кэролин Даер
В ходе децентрализации системы школьного образования, в Индии образованы районные институты образования и тренинга (тренинговые центры), основная задача которых – обучение и тренинг учителей начальных и средних школ. С другой стороны, учителя могут повышать свой профессионализм через районные ресурсные центры, каждый из которых обслуживает школы в пределах примерно 10 км. Такие центры превратили профессию учителя из достаточно замкнутой, без особых возможностей обмена опытом, в открытую, динамичную профессию, с множеством возможностей общения с коллегами, предложения новых идей и обмена опытом.
Основная задача недавно образованных структур – мотивировать учителей в использовании подходов, ориентированных на ребенка и подходов «игрового обучения», на которых основаны недавно переработанные образовательные программы. В рамках этих подходов, образование должно стать индивидуальным, основанным на потребностях каждого ребенка. Такой подход непросто применять работающим учителям, так как «..обучающий процесс для учителей сведен к минимуму, как с точки зрения времени, так с точки зрения затрат усилий учителей. Также такая практика не ограничивается незначительным числом безответственных учителей, скорее это актуально для профессии в целом» (Публичный отчет о базовом образовании, 1999, стр. 61)
Необходимо, чтобы новые подходы прививались учителям еще при их обучении, так как основными причинами выбывания детей из образовательного процесса остается слабая мотивация учащихся, отсутствие интереса к процессу обучения и главенствующей ролью учителей в школах. Это важнейшая проблема социальной инклюзии, так как большинство детей из традиционно сегрегированных групп посещают государственные школы.
Ресурсные центры возглавляются талантливыми учителями, способными мотивировать коллег прививать и активно использовать новые идеи и подходы. Это сравнительно хорошо срабатывает на открытых к изменениям учителях, однако много и таких, кто не верит в правильность новых подходов и сомневается в их практическом применении в классах. Ресурсные центры не имеют никакой власти над учителями, и их возможности ограничиваются предложением новых моделей и идей в образовании. С другой стороны, основная идея новой системы – общешкольный подход, и здесь важное значение имеет повседневное общение учителей внутри школы о предложениях и идеях ресурсных центров.
Формальное повышение квалификации учителей все еще необходимо, однако такая практика нацелена не на всю школу, а на конкретных ее работников. Также, существуют свои проблемы и в качестве дополнительного образования учителей. Большинство работников в тренинговых центрах имели опыт работы в старших классах, и лишь немногие работали в начальной школе. Это вызывает сложности в адекватном образовании учителей начальных классов, оценке эффективности тренинговых программ, определении реальных потребностей учителей и программ, отвечающих этим потребностям. Тренинговые центры предоставляют обучение по программам, подготовленным на более высоких уровнях, что затрудняет им быстро реагировать на локальные, специфические потребности учителей. Таким образом, к обучению в центрах относятся не как к увлекательному эффективному процессу повышения профессионализма, а скорее центры воспринимаются как формальные институты.
Что же, в таком случае, может развивать и продвигать новые децентрализованные подходы в образовании и особенно образовании учителей?
· Существует нужда в концептуальном, всеобъемлющем тренинге для работников тренинговых центров, что даст ин знание, навыки и понимание реальных потребностей учителей начальной школы и позволит им адекватно на них реагировать.
· Существует потребность в пересмотре практики приема на работу в тренинговых центрах, так как сейчас там могут работать лишь учителя со степенью не ниже магистра, а большинство учителей начальных классов не имеют такого образования.
· Необходимо глубже интегрировать тренинговые и ресурсные центры для обеспечения более эффективного обмена информацией между учителями и теми, кто занимается повышением их квалификации.
Любые действия, направленные на более полную поддержку учителей в школах должны сопровождаться соответствующей подготовкой тех, кто эту поддержку оказывает – работников тренинговых и ресурсных центров. Это вопрос социальной инклюзии, так как возможность государственных школ обучать детей из наиболее отдаленных районов или социальных меньшинств напрямую зависит от желания и возможностей учителей, а также от уровня и качества поддержки учителей путем соответствующих государственных инициатив и квалификации тех, кто должен помогать и поддерживать их.
Опыт США: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ
По материалам сайта www.specialed.about.com
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ – это план, который разрабатывается родителями и специалистами учебных заведений в соответствии с нуждами и потребностями студентов-инвалидов для достижения успеха в образовательном процессе. Ниже вы найдете несколько полезных советов для составления индивидуальной программы образования.