Реализацияв России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Инклюзивное (включающее) образование

2. Инклюзивное образование в России.

ИНКЛЮЗИВНОЕ (ВКЛЮЧАЮЩЕЕ) ОБРАЗОВАНИЕ дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное(франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

· Каждый человек способен чувствовать и думать

· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

· Все люди нуждаются друг в друге

· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут

· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Инклюзивное (включающее) образование – это не интеграция:

· Инклюзивное (включающее) образование– это больше, чем интеграция.

· Молодые люди учатся вместе в обычной школе и она становится – инклюзивной.

· Специалисты приходят помогать детям с ОВЗ в инклюзивную школу.

· Обычные школы изменяются и становятся инклюзивными.

· В инклюзивной школе обращают внимание на возможности и сильные стороны ребенка.

· В инклюзивной школе молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные.

· Учась в инклюзивной школе, молодые люди с ОВЗ получают возможность жить вместе с родителями, а не в интернатах.

· Учась в инклюзивной школе, молодые люди с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

· В инклюзивной школе взгляды и мнения молодых людей с ОВЗ становятся важными для окружающих.

Основные принципы инклюзии. Инклюзивные сообщества:

· Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).

· Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает – раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

· В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива

· Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Законодательные ресурсы:

· Конституция Российской Федерации

· Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1

· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф

· Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод

· Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

· Все ученики равны в школьном сообществе

· Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

· У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

· Планируется и проводится эффективное обучение

· Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников

· Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

· Семьи активно участвуют в жизни школы.

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

· Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)

· Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика

· Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения

· Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе

· Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения

· Составлена с целью повышения успешности ученика.

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

· он достаточно гибок,

· ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы

· он уважает индивидуальные различия

· он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива

· он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе

· он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.

Результаты инклюзии:

· У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

· Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

· Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

· Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика

· Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

· Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

· Существуют процедуры оценки эффективности

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В России образовательная интеграция реализуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к отечественным условиям, модификацией некоторых, хорошо отработанных и положительно зарекомендовавших себя за рубежом, форм образовательной интеграции.

Вместе с тем в настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми.

Реализацияв России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.

В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории детей.

Около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и доступ к социально-образовательным ресурсам.

Для расширения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное образование детей-инвалидов. Предполагается, что возможность обучаться в дистанционной форме будет иметь большинство детей, обучающихся на дому (по данным из регионов, это около 30 тыс. детей). Более 44 тыс. ребят получают надомное обучение.

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно.

Модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ.

Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных структур и неправительственных организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в систему образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и ОУ, работающие в экспериментальном и проектном режиме.

В России, при сформировавшейся и развитой системе специального образования, образовательные потребности этой категории обучающихся удовлетворялись в плане оказания медико-педагогической и социальной помощи, но эта же система ограничивала выпускников в плане социальной интеграции и дальнейших жизненных шансов, приводила к дальнейшей маргинализации [маргинал –человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм и ценностей]молодых людей с инвалидностью.

Кроме того, приоритет развития совместного образования инвалидов и здоровых обучающихся не означает отказа от лучших достижений российской системы специального образования.

Минздравсоцразвития России разработал проект концепции федеральной целевой программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы.

В понятие «Доступная среда» необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов.

Анализ состояния высшего профессионального образования инвалидов в Российской Федерации, показывает, что возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования. В России только ограниченное количествово ВУЗов ориентированно на обучение лиц с инвалидностью. В основном это лица с сенсорными нарушениями, с двигательными нарушениями. В государственных вузах обучается более 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях – более 14 тысяч, в учреждениях начального профессионального образования – более 20 тысяч человек.

Последнее время интенсивно внедряются дистанционные формы высшего образования. Большой проблемой по-прежнему является трудоустройство лиц с инвалидностью. По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13-15 % из них. Причем инвалиды, освоившие программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют занятость, не превышающую 60 %.

Реализация инклюзивного образования может оказаться под угрозой без своевременного принятия целого ряда нормативно-правовых актов, детальнейшим образом регламентирующих организацию и функционирование различных звеньев образовательной вертикали и механизмы их взаимодействия. Здесь особое внимание следует уделить правовому регулированию «переходных» звеньев: от дошкольного – к школьному, и от школьного к средне-специальному и профессиональному образованию.

Подготовка кадров для инклюзивного образования является одним из условий реализации самой инклюзии. Наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:

· выработка государственной политики и создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного образования;

· обязательная профессиональная переподготовка учителей, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;

· подготовка всех участников школьного сообщества – формирование позитивного общественного мнения и толерантного отношения;

· разработка технологий психолого-педагогических технологий сопровождения;

· вовлечение в процесс развития инклюзивных школ общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников.

Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья" принят 2000 г.

Настоящий Федеральный закон принимается в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровьяв получении образования, адаптации и интеграции указанных лиц в общество.

Наши рекомендации