Фанфикшн как способ обучения письменной речи на иностранном языке
Е.Д. Шатрова
Оренбургский государственный университет
Научный руководитель: Л.А. Ласица, кандидат филологических наук, доцент
Письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Решаемые при обучении письменной речи задачи включают расширение знаний и кругозора, овладение культурой, формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем.
Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым уровнем овладения иностранным языком [8].
В современной методике обучения письму и письменной речи на иностранном языке получает распространение технология креативного письма. Под креативным письмом понимают вид письма, выходящий за границы профессиональной академической или технической литературы, который определяется повествовательной формой, созданием и развитием персонажей, использованием разнообразных средств выразительности. Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения различной степени сложности, по своему содержанию носящие творческий или полутворческий характер [7].
К разновидности креативного письма можно отнести литературу фанфикшн.
Под литературой фанфикшн понимаются сочинения, написанные поклонниками художественных произведений, кинофильмов или компьютерных игр. Особенностью таких сочинений является «заимствование» идей, сюжета или героев оригинального произведения искусства. Авторов подобных «производных» историй называют фикрайтерами, а их работы – фанфиками.
Понятие фанфикшн как таковое появилось в конце XX века в научно-фантастическом журнале «Spockanalia», посвященном сериалу «Звездный путь», и первоначально использовалось для обозначения любительских произведений, выполненных в жанре научной фантастики. Позднее фанфиками стали называть любые тексты, написанные непрофессиональными писателями и основанные на уже существующих произведениях искусства [1].
Частично под определение фанфика попадают многие более ранние литературные произведения. Яркими примерами могут служить поэма Р. Генрисона «Завещание Крессиды», созданная, чтобы заполнить пробелы в произведении «Троил и Крессида» Дж. Чосера; «Ребекка и Ровена» У. Теккерея – альтернативное окончание «Айвенго» В. Скотта и некоторые другие.
В настоящее время фанфикшн является одним из самых популярных занятий среди читающей молодежи. Не исключено, что некоторые ученики 10-11 классов и студенты высших учебных заведений уже имеют опыт написания подобных историй на русском языке. Поэтому написание фанфика на английском покажется учащимся не только поучительным, но и интересным делом.
Стоит отметить, что давать такое задание можно лишь тогда, когда учащиеся в полной мере овладели правилами орфографии и пунктуации английского языка и обладают необходимым словарным запасом. Кроме того, при написании фанфика следует придерживаться следующих приемов и правил, необходимых для написания читабельной истории:
Во-первых, анализировать произведение. Подробный анализ произведения, лежащего в основе производной истории, – первый шаг на пути к написанию интересного, грамотного и, что самое главное, убедительного рассказа. Автору фанфика (фикрайтеру) следует не только прочитать исходный текст, но и тщательно изучить его: определить тему и идею произведения, его проблематику, рассмотреть композицию произведения, отметить какими художественно-выразительными средствами пользуется автор. Подражая писателю, фикрайтер учится писать складно и правильно, плавно переходя от одного события к другому.
Во-вторых, знать персонажей. Для написания фанфика его автору следует досконально изучить героя оригинального произведения: его внешние черты, историю, мысли, чувства, мотивы, отношения с остальными действующими лицами. Зная это, автор может предсказать, как поведет себя персонаж в любой описываемой ситуации.
Выполнение первых двух правил является ключевым условием написания правдоподобной истории. Как следует из определения фанфикшн, фикрайтер заимствует уже существующий мир или персонажа, а значит, ему следует настолько точно и убедительно их воссоздать, чтобы у читателя не возникло сомнений в их подлинности.
В-третьих, перед опубликованием фанфика или сдачей его учителю в качестве задания фикрайтеру следует поделиться историей с другими учащимися, которые могут оценить рассказ и выявить ошибки и недочеты, незамеченные автором.
Ознакомившись с данными приемами и правилами, учащиеся могут приступать к написанию текста. Особенности литературы фанфикшн позволяют придумать большое количество заданий, которые будут интересны учащимся.
Прежде всего, можно предложить ученикам написать приквел или продолжение художественного произведения [6].
Приквел – заимствованный из киноиндустрии термин. В литературе под приквелом понимается сочинение, которое по внутренней хронологии предшествует ранее написанному произведению и сюжетно с ним связано. К написанию приквела фикрайтеры прибегают тогда, когда продолжить повествование нет возможности (например, по причине гибели любимого персонажа). В этом случае можно попросить учащихся рассказать о более ранних событиях, раскрыть прошлое одного или нескольких героев и т.д.
Повествование, являющееся продолжением произведения, называют сиквелом. Выполняя такое задание, учащиеся наделены большей творческой свободой. Сюжет может принять совершенно неожиданное направление, в то время как при создании приквела описываемые события неизбежно должны привести к началу оригинального произведения.
Следующей идеей, к которой прибегают фикрайтеры по всему миру, является повествование от первого лица. Автор при этом находится «внутри» произведения: переживает описываемые события, вступает в диалог с персонажами. Объем сочинения в этом случае не обязательно должен быть большим. Можно сократить задание и предложить ученикам описать разговор с одним из главных героев. Такое упражнение поможет учащемуся грамотно формулировать прямую речь, учитывая при этом стиль общения, подходящий для той или иной ситуации [2].
Вариантом подобного задания может стать написание письма от лица учащегося герою оригинального произведения или же письмо от одного героя другому. Выполнение такой задачи поможет учащимся овладеть навыками написания письма на английском языке.
В качестве основы для написания фанфика учитель может выбрать как художественное произведение, которое учащиеся проходят на занятиях по иностранной литературе, так и любую книгу, фильм или компьютерную игру, популярную в молодежной среде.
Преимуществом такого вида творческой деятельности, как фанфикшн, является возможность опубликовать свое произведение в сети Интернет, где оно будет доступно другим пользователям для прочтения [4].
Одним из самых популярных сайтов, где ежедневно публикуется около тысячи фанфиков, является fanfiction.net. Данный электронный ресурс, созданный в 1998 году американскими программистами, представляет собой своего рода архив работ, присланных пользователями со всего мира. Сайт объединяет произведения, написанные более чем на тридцати языках, основным из которых является английский. Ученикам, таким образом, дается уникальная возможность получить оценку своего сочинения непосредственно носителями иностранного языка.
Fanfiction.net позволяет оставлять комментарии и указывать на допущенные в тексте ошибки. Кроме того, автор может опубликовать недоработанную или незаконченную историю и обратиться к другим пользователям за помощью в ее написании.
Так как сайт объединяет более двух миллионов человек, отзывы, как правило, появляются сразу после публикации фанфика. Критике подвергается все от сюжета до правильности грамматических структур. Особенно часто фикрайтеры обращают внимание на логику построения текста и на то, как автору удалось описать персонажа или место действия, которые были «заимствованы» из оригинального произведения. Комментарии могут быть достаточно объемными или просто сообщать, понравилась ли история читателю.
Изучив отзывы и исправив ошибки, замеченные пользователями сайта, ученик может скорректировать свое сочинение и вновь опубликовать его.
Положительным моментом является то, что учащиеся не испытывают стеснения при написании историй и легче переносят критику, поскольку не общаются с читателями напрямую и имеют возможность публиковать истории под вымышленными именами [5].
Таким образом, фанфикшн, являясь разновидностью креативного письма, может использоваться в качестве эффективного средства обучения письменной речи на иностранном языке.
Список использованной литературы
1. Foltermann, C.L. Fanfiction: A Worldwide Phenomenon / C.L. Foltermann. – URL: : https://fanslashfic.com/2015/11/25/fanfiction-a-worldwide-phenomenon/ – 07.06.2016.
2. Shamburg, Christopher How Teachers Can Use Fanfiction In The Classroom / Christopher Shamburg. – URL: http://www.howtolearn.com/2012/11/how-teachers-can-use-fanfiction-in-the-classroom/ – 10.06.2016
3. Hood, Dave Creative Writing: The Techniques of Showing and Telling / Dave Hood. – URL: https://davehood59.wordpress.com/2012/06/27/creative-writing-the-techniques-of-showing-and-telling/ – 07.06.2016.
4. Romero, Erika Encouraging literacy through fan fiction / Erika Romero. – URL: http://enableeducation.com/blog/encouraging-literacy-through-fan-fiction-guest-post-by-erika-romero/#.v2eqr7ultiv – 09.06.2016.
5. Literature-Based Creative Writing: Responses, Fanfiction & More. – URL: http://study.com/academy/lesson/literature-based-creative-writing-responses-fanfiction-more.html – 07.06.2016.
6. On writing skills: Professional writing versus fanfiction. – URL: http://www.bothersomewords.com/2014/03/31/on-writing-skills-professional-writing-versus-fanfiction/ – 09.06.2016.
7. Гомонова, А.А. Использование технологии креативного письма для развития письменной речи учащихся / А.А. Гомонова // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. №4 (31). – URL: http://sibac.info/archive/ guman/4(31).pdf – 04.06.2016.
8. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2002.