Методика обучения чтению на иностранном языке

Лекция 18

1. Чтение как вид речевой деятельности.

2. Обучение технике чтения.

3. Характеристика видов чтения.

4. Требования к учебным текстам. Методика работы над текстом для чтения.

1. Чтение как вид речевой деятельности – это процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка.

В чтении, как и во всякой деятельности, различают два плана: содержательный (компоненты предметного содержания деятельности, т.е. о чем текст) и процессуальный (элементы процесса деятельности, т.е. как его прочитать и озвучить).

Процесс чтения не есть нечто постоянное, он изменяется под влиянием цели чтения: как и в любой деятельности, читающий стремится получить результат наиболее экономным путем. И чем опытнее чтец, тем успешнее он справляется с этой задачей: он читает по-разному, его чтение характеризуется гибкостью. Гибкость является отличительной чертой зрелого чтеца.

Зрелым является чтец, свободно осуществляющий данный вид речевой деятельности, благодаря имеющейся у него способности каждый раз избирать вид чтения, адекватный поставленной задаче, что позволяет ему решать ее не только правильно, но и быстро, благодаря полной автоматизированности технических навыков.

Чтение выступает как цель и как средство обучения иностранному языку. ()

Психо-физиологические механизмы чтения:

- восприятие;

- установка звуко-буквенных соответствий;

- антиципация;

- внутреннее проговаривание;

- понимание и осмысление;

- выделение смысловых вех.

Как и в других видах речевой деятельности в чтении существует 3 этапа:

- побудительно-мотивационный (возникновение потребности в чтении);

- аналитико-синтетический (механизмы);

- исполнительный (выполнение задачи).

2. Техника чтения – владение учащимися звукобуквенными соответствиями, умением объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонационно.

В основе формирования техники чтения лежат следующие операции:

• соотнесение зрительного/графического образа речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом;

• соотнесение слухоречедвигательных образов речевых единиц с их значением. (Соловова Е.Н. с. 143-144)

Работа над техникой чтения начинается с формирования у учащихся графемно-фонемных связей. Существуют следующие трудности при обучении графемно-фонемным соответствиям:

- различие системы связей в родном и иностранном языках (межъязыковая интерференция);

- расхождение между звуковой и графической системами самого иностранного языка (внутриязыковая интерференция).

Причины:

1. новый алфавит;

2. наличие иных по сравнению с русским языком способов передачи звуков буквами:

- использование буквосочетаний для изображения 1 звука;

- зависимость чтения гласных букв в ударном слоге от типа слога;

- частое несовпадение количества фонетических и орфографических слогов в слове;

- отсутствие однозначной связи между звуком и буквой.

В школе применяют аналитико-синтетический метод обучения технике чтения. Учащимся сообщаются определенные правила чтения, для их практического усвоения используется анализ слова, разложение его на слоги, после чего автоматизируется его целостное восприятие.

Но не все закономерности могут быть обобщены в доступные для учащихся правила. Правила чтения даются в том случае, если они распространяются на группу слов; если слово единичное – овладение зрительным образом происходит путем многократного повторения, чтения.

Система формирования навыков чтения:

1. знакомство с согласными буквами и теми звуками, которые они могут передавать;

2. чтение гласных букв в различных словах;

3. работа по увеличению единицы воспринимаемого текста. (Соловова Е.Н. с. 146-148)

Существуют следующиепараметры оценки техники чтения:

1) темп чтения (определенное количество слов в минуту);

2) соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова и т.д.);

3) соблюдение норм паузации;

4) использование правильных моделей интонирования;

5) понимание прочитанного.

Все параметры одинаково важны и определяют оценку в совокупности.

На среднем и старшем этапах обучения осуществляется коррекция и совершенствование техники чтения. С целью совершенствования техники чтения на уроках следует проводить упражнения, предназначенные для развития беглости чтения про себя, так как в процессе самостоятельного чтения учащиеся не могут следить за своим темпом и тем более ускорять его. Чтение вслух может быть хорошим фонетическим упражнением и способствовать при разумной его организации развитию умений и навыков говорения. Для этой цели следует использовать один-два абзаца и тщательно отработать отрезок текста с учащимися, используя фонетическую разметку.

3. Целью обучения в школах разного типа являются три вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее(С.К. Фоломкина). Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Некоторые авторы (Маслыко Е.А.) выделяют четвертый вид чтения – просмотровое. Но этот вид чтения не входит в целевые установки школьных программ, так как просмотрво многом дублирует процесс ознакомления,а установка на селективный отбор информации и способы ее переработки связаны с профессиональной деятельностью людей, хорошо владеющих языком и своей специальностью. (Гальскова Н.Д. с. 235; Рогова Г.В. с. 151-152; Маслыко Е.А. с. 94-98)

4. В настоящее время учитель не испытывает недостатка в текстах. Проблема состоит в том, как выбрать наиболее удачные учебные материалы. Для этого нужно сформулировать требования к учебным текстам, а значит, и принципы их отбора. Ограничимся самыми необходимыми из них: объем текста, место основной идеи текста, тематика текста, проблематика текста, степень аутентичности. (Соловова Е.Н. с. 149-156)

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.

Очевидно, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, а проще говоря, умений говорить и писать на иностранном языке.

Предтекстовый этап (этап антиципации)

Цели

• Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения.

• Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

• По возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Текстовый этап

Цели

• Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.

• Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Послетекстовый этап

Цель

• Использовать ситуацию текста в качестве языковой/речевой/содержательной опоры для развития умений устной и письменной речи.

(Гальскова Н.Д. с. 240-245; Соловова Е.Н. с. 160-163; Маслыко Е.А. с. 98-139)

Наши рекомендации