Значение знаково-символической деятельности для умственного развития ребенка. Особенности ее формирования у детей с отклонениями в развитии

Путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно- исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. В число знаков, опосредующих психическую жизнь человека, входят буквы, цифры, различные символы. За счет определенного расположения знаков в пространстве образуются модели, формулы, схемы, чертежи, которые используются как в обучении, так и в процессе деятельности людей.

По мнению Л. С. Выготского сначала знак вплетается в практическую деятельность человека, постепенно переходит в психический план «вращивается в психическую функцию», за счет чего она становится осознанной и произвольной. Ребенок уже в дошкольном возрасте осваивает знаково-символическую деятельность. Все виды детской деятельности имеют моделирующий характер, в первую очередь это игра, где ребенок сначала использует предметы заместители, затем берет на себя роль, изображая другого человека и начинает моделировать отношения между людьми. Рисование, лепка, конструирование – это разные виды моделирования.

Детский рисунок больше похож на схему, а не на фотографию.

Исследования Л. А. Венгера и сотрудников его лаборатории доказали, что целенаправленное развитие способности к замещению и моделированию у дошкольников, способствует развитию их умственных способностей. На основе этих исследований была разработана программа «Развитие».

Специальных исследований знаково-символической деятельности проблемных детей в достаточном количестве не проводилось. Однако практика показывает, что эти дети позднее осваивают игровое замещение, их продуктивная деятельность оказывается на низком уровне. Недостатки знаково-символической деятельности затрудняют овладение чтением и письмом.

Л. С. Выготский выдвигал принцип сигнификации – принцип насыщения деятельности детей знаковыми средствами. Условно- символическая наглядность прежде всего используется при обучении детей грамоте. Звуки обозначаются фишками-кружками, из них составляется линейная модель звуко-слогового состава слова. В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, можно использовать рекомендации Л.А.Венгера и его соавторов. Безусловно, при этом следует учитывать индивидуально -типологические особенности детей и отбирать задания соответствующей сложности.

Исследования Н, Ю. Боряковой позволило выявить некоторые особенности знаково-символической деятельности детей с ЗПР и ОНР. Детям предлагалось 2 задания, разработанных на основе дидактических игр Л.А.Венгера.

1 задание – игра «Вывески». Инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, люди там говорят на незнакомом языке. Что где находится можно определить только по вывескам. Помоги Незнайке». Ребятам показывались карточки и они должны были догадаться, что эти «вывески» обозначают.

Ответы распределились по нескольким уровням: а)1 уровень- ребенок понимает значение символа, устанавливает смысловую связь; б) 2 уровень – ответы, в которых дети допускют ошибки речевого характера, например: «ножницы-это там, где волосы стригут», смысловая связь устанавливается верно; в) 3 уровень – ответы, которые свидетельствуют о том, что ребенок не устанавливает смысловой связи и не воспринимает картинку как символ, «ножницы у меня дома в ящике лежат»; г) 4 уровень – ответы, где перечислялись названия предметов. Среди детей с общим недоразвитием речи больше ответов 2 уровня, а для детей с ЗПР характерны ответы 3 уровня.

2 задание – «Зверюшки на дорожках». Предлагалась карточка шифр, разделенная на 2 уровня: вверху - животные, под каждым животным знак – треугольник, круг, квадрат. Затем ребенку предлагались карточки, где верхние клеточки были свободными, а в нижних были символы, расположенные в разной последовательности, нужно было расположить каждое животное над своим символом. У детей с ЗПР и ОНР отмечались трудности при выполнении этого задания.

Наши рекомендации