Значение формирования представлений об окружающей действительности для умственного развития детей

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

- обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача коррекционных занятий всех видов - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.

В соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) / Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 1997/ тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

- развитие зрительного восприятия;

- развитие осязания и мелкой моторики; ориентировка в пространстве;

- социально-бытовая ориентировка.

Тифлопедагог проводит также комплексные коррекционные занятия. Они носят уточняющий, закрепляющий, обобщающий характер.

Развитие зрительного восприятия

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия проводятся по методикам, разработанным Григорьевой и Сташевским; Плаксиной; Григорьевой, Бернадской, Блинниковой, Солнцевой, Рудаковой.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина).

Занятия тифлопедагога по развитию зрительного восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.п.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01-0,04), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача-офтальмолога.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения.

Важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Детям дают также представление о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительностью и т.д.

Развитие осязания и мелкой моторики на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога. Эти занятия предусматривают:

- знакомство детей со строением рук, названием пальцев, их функциональным назначением;

- обучение выполнению различных действий всей рукой и каждым пальцем по отдельности;

- ознакомление возможностям использования рук.

- формирование последовательного осязательного обследования игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану: правильно брать их в руки (например, грибок надо брать за ножку, куклу держать за середину туловища, лицом к себе); обследовать двумя руками, сверху вниз; обращать внимание на детали, особенности строения; выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т. е. те, по которым они могут быть узнаны.

В упражнениях по осязательному обследованию себя, своих сверстников, взрослых дети знакомятся со строением тела человека, с соотношением его частей; познают общие для всех людей и индивидуальные особенности внешности.

Обучение ориентировке в пространстве включает:

- формирование у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

- создание у детей четких представлений о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе» (проводится с помощью следующих приемов: зрительно-осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание ребенком себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка: словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно-осязательное обследование ребенком куклы; выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

- формирование представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя» (проводится на основе использования зрения в ориентировке, умений выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные), а также соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела).

Развитие тактильно-осязательного восприятия начинается с младенчества. При нарушении зрения необходимо развивать целенаправленно процесс хватания, удерживания, ощупывания предметов, перекладывание их из одной руки в другую. Следует учитывать, что дети склонны к захватыванию предмета всей кистью, а не пальцами; при перекладывании предмета стремятся переложить его на какую-нибудь поверхность и только потом берут его другой рукой, обследуя предмет, ощупывая его не полностью. Мелкие движения пальцев, необходимых для выполнения ряда операций вызывают значительные трудности.

Слух имеет огромное значение для слепых и слабовидящих детей, позволяя принимать разнообразную информацию об окружающей действительности. Слух играет большую роль в процессе ориентировки слепого ребенка. Он должен различать разные звуки, которые слышит вокруг себя, и устанавливать связь между звуком его источником. Развитие слухового восприятия достигается предъявлением ребенку различных звуков, не похожих друг на друга.

Большое внимание уделяется совместному с детьми прослушиванию теле-и радиопередач, чтению детской литературы, беседам по поводу прослушанного, а также развитию словесной памяти.

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации и проведению учебно-воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

Одной из основных целей правильной организации занятий, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на занятии, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций (приложение). Для предупреждения расстройств зрения у дошкольников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Гигиенические рекомендации к организации условий проведения занятий включают в себя требования:

- к освещению и учебному оборудованию;

- к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.

Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения занятий включают в себя:

- рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;

- специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.

Специфика методов коррекции речи детей со зрительной патологией.

Для детей с нарушением зрения характерны различные по видам и степени тяжести проявления речевых нарушений (ФНР, ФФНР, ОНР). Организация коррекции этих недостатков осуществляется по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями:

- организация превентивных мероприятий;

- ранняя диагностика и коррекция нарушений;

- комплексная коррекция;

- активное включение в работу различных анализаторов.

Список литературы:

1. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. - М., 1999.

2. Жохов, В.П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией / В.П. Жохов. – М., 1989.

3. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е.Н. Подколзина // Дефектология – 2001 – №2–С.84-89.

4. Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Плаксиной Л.И. – Калуга,1998.

Наши рекомендации