Характеристика технологии учебного проектирования

Лекция 6. Метод проекта в процессе экологического образования младших школьников.

План

1. Использование метода проекта впроцессе формирования экологической культуры младших школьников.

2. Методика организации проектной деятельности в начальной школе.

Литература

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. профиля. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 240с.

2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности « Педагогика и методика начального образования»/ Е.В. Григорьева. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.

3. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. – М.: Академия, 2006. – 496 с.

4. Лободина Н. Экологическое воспитание в начальной школе. М.: Учитель, 2007. – 272с.

К современным технологиям обучения относится учебное про­ектирование — метод проекта, возникший в 20-е гг. XX в. (США), восходящий к идеям гуманистического направления в образова­нии (Дж.Дьюи, разработка В. Килпатрика): необходимость стро­ить обучение на активной основе через сообразную деятельность ученика в согласии с его личным интересом. Он позволяет орга­низовать исследовательскую, творческую деятельность детей, ис­пользуя при этом все многообразие методов и форм самостоя­тельной познавательной, практической и художественно-творче­ской работы. Метод проекта активно внедряется в практику есте­ственно-научного, экологического образования детей со второй половины 1990-х гг. в соответствии с принципами личностно-ори-ентированного обучения.

Основные этапы работы по методу проекта:

1) выделение и постановка проблемы (стадия целепола-гания и мотивации): помощь учителя в определении наиболее актуаль­ной, личностно-значимой для детей посильной задачи; выбор темы ис­следования. При этом необходимо помнить, что:

а) тема может относиться к одной из трех условных групп — фантас­тические (ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений, программ), эмпирические (проведение собственных наблюде­ний и экспериментов), теоретические (работа по изучению и обобще­нию фактов и материалов, содержащихся в разных источниках);

б) при выборе темы необходимо учитывать: ее выполнимость; реаль­ную пользу для участников исследования решения проблемы; оригиналь­ность, присутствие элемента неожиданности и необычности; желания и реальные возможности ребенка (по А. И. Савенкову); осязаемость резуль­татов проекта; работа по ее решению должна быть интересна ребенку, выполнена относительно быстро; возможный уровень ее решения дол­жен соответствовать возрастным особенностям;

в) сама проблема может быть сложной и не очень для конкретной возрастной группы, например «Почему светит Солнце?», «Почему по­пугаи могут разговаривать?»;

2) планирование: выдвижение предположений (гипотез); по­иск и предложение возможных вариантов решения (общепринятые, об­щеизвестные и нестандартные, альтернативные), когда дети под руко­водством учителя разрабатывают план деятельности по достижению на­меченной цели, определяют источники, способ сбора и анализа ин­формации (первоисточники, оборудование и т.д.), устанавливают кри­терии оценки результата и процесса выполнения проекта. При выра­ботке гипотез рекомендуется специальная предварительная трениров­ка, например выполнение упражнения «Давайте вместе подумаем: по­чему поют птицы? появляются почки на деревьях? течет вода? дует ве­тер?» с формулировкой разнообразных версий: птицы тренируют свой голос, сигнализируют — территория занята, самцы привлекают самок, отпугивают хищников, переговариваются с соседями, предупреждают своих сородичей и других животных и т.п., в том числе «провокацион­ных» (подают сигнал внеземным цивилизациям). Тренировке способ­ности вырабатывать гипотезы и провокационные идеи способствуют специальные упражнения, например:

а) при каких условиях каждый из этих предметов (два и более) будет полезным: деревянный брусок, велосипедная шина, молоток, пирожное, игрушечный автомобиль (при формулировке возможно использовать сло­ва: «может быть», «предположим», «что если...»);

б) как вы думаете, почему щенки и котята любят играть? Предложи­те несколько разных гипотез по данному поводу;

в) найдите из предложенных вариантов возможную причину проил­люстрированного события;

г) что бы произошло, если бы каждый человек мог попросить у вол­шебника исполнения трех главных желаний? Придумайте как можно боль­ше гипотез и провокационных идей;

д) рыба плещется в пруду. Сделайте два самых логичных предположе­ния и два объяснения, два самых фантастических и неправдоподобных объяснения;

е) представьте, что воробьи стали величиной с больших орлов. Что бы произошло? Придумайте несколько гипотез и провоцирующих идей.

При планировании необходимо обязательно учитывать возрастные воз­можности конкретной группы: не следует от дошкольников и младших школьников требовать изготовления сложных, требующих больших вре­менных затрат работ;

3) апробация проекта на практике — конкретное прак­тическое дело или вывод теоретического положения на основе собран­ных детьми конкретных фактов, которые анализируются, группируются. Полученные знания применяются на практике. Осуществляется коррек­ция проекта в целом. Таким образом, данный этап предполагает прохож­дение следующих уровней: сбор материала (на основе обобщения лично­го опыта, опроса взрослых-экспертов, обращения к справочникам, кни­гам по конкретному разделу и компьютеру, просмотра специальных те­лепередач, наблюдений, проведения эксперимента); фиксация (записи, рисунки, опорные схемы) и обобщение полученных данных; подготов­ка проекта в форме, соответствующей его содержанию (сообщение, «док­лад», «научный отчет», макет со словесным описанием действия пред­ставляемого объекта, самостоятельно написанная и проиллюстрирован­ная книга, чертеж, постановка спектакля, презентация видеофильма, газеты, проведение экскурсии и т.п.);

4) защита проекта (стадия подведения итогов): презентация про­екта, коллективное обсуждение. Отчет о проделанной работе представ­ляется в устной или письменной форме (это не просто статистический материал, а своеобразное сочинение, в котором отражены этапы про­движения проекта, интересные находки, споры и т.п.). Наряду с «науч­ными отчетами», рукописными книгами он направляется в специально создаваемый библиотечно-лабораторный отдел. Работа оценивается по намеченным критериям; отмечаются использованные и неиспользован ные возможности, творческий подход, прогнозируется развитие проек­та, определяются задачи для новых.

При этом проекты в значительной степени отличаются друг от друга: 1) по составу участников — индивидуальные, групповые, коллективные; 2) по продолжительности реализации — кратко­срочные (в течение нескольких занятий), долгосрочные (месяц, четверть); 3) по целевой установке — исследовательские, твор­ческие, игровые (приключенческие), информационные (когни­тивные), практические (созидательные), общественно полезные (табл. 27).

Характеристика технологии учебного проектирования

Наши рекомендации