Технологии соц-культ проектирования. Этапы проектирования

социокультурное проектирование — это специфическая
технология, представляющая собой конструктивную, творческую
деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении
причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих
желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности),
разработке путей и средств достижения поставленных целей.

Особое место в системе специализированных технологий занимает
социально-культурное проектирование, которое мы рассматриваем как
мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий
социально-культурной, социально-педагогической и культурологической
направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели,
задачи и специфические средства их решения, но в свой сущности
представляет собой разновидность проектной деятельности — ее исходным
результатом должен стать проект, предназначенный для практической
реализации. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит
способность подготовить и провести культурную акцию (или систему
мероприятий и акций), предварительно обосновав ее идею (замысел),
определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения.
Мероприятие, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если
в их основу будет положен идеальный замысел — предваряющий действие
проект.

1)Первый этап — диагностический. Главное его содержание составляет
всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных
для региона проблем.

В процессе анализа социокультурной ситуации необходимо решить несколько
задач:

— проанализировать специфику и потенциалы социокультурной среды
конкретной территории;

— выявить меру освоения среды человеком (включая содержание его
активности по освоению ценностей, норм, способов жизнедеятельности);

— охарактеризовать проблемы, типичные для всех составляющих среды и
образа жизни (причем, проблемы как социально-культурные, так и
личностные, которые обнаруживаются в каждой составляющей социокультурной
среды и образа жизни): проблемы освоения предметов и ценностей
художественной культуры, организации худ. жизни, художественного
развития личности; сохранения, освоения и востребованности
историко-культурной среды обитания; проблемы общения и поддержания
оптимального взаимодействия с другими людьми; проблемы духовного
самочувствия и самоопределения человека, утраты или поиска смысла
человеческой жизни; проблемы неоптимального состояния природной среды,
обусловленные деформированной системой ценностей и соответствующими
отношениями человека к природе; проблемы общественно-политической жизни
— в смысле возможностей и форм участия в политической жизни или их
отсутствия, уровня политической культуры; проблемы профориентации,
профессионального самоопределения и самореализации человека в профессии,
адаптации к профессиональной субкультуре; проблемы физического и
психического состояния человека, включая его отношение к собственному
здоровью, меру освоения и развития физических и психических
способностей.

2)Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение,
вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее
развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного
развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут
изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или
реализации того или иного социально-культурного проекта.

3) Третий этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе
анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные
направления развития культуры, соответствующие сферы
социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели,
связанные с решением основного круга проблем.

4) Четвертый этап — проектно-планирующий. Как уже отмечалось, основой
формирования как региональной программы социокультурного развития, так и
локальных программ, служит концепция развития культуры.

5) Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и
организационных структур, обеспечивающих реализацию программы
(материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное
обеспечение), т.е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые
были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения
системы договоров.

6) Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и
анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и
отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и
производятся соответствующие корректирующие действия.

54,55,56,57,58,59,60

[1] О.Е. Костенко, Омск, государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Профессионально-педагогическая культура как основной фактор культурологизации городских образовательных учреждений

Наши рекомендации