Ся), учитель называет его сам (сто). Полезно выяснить, какое
Число предшествует числу 100. Можно соотнести два ряда
чисел, определив, чем они похожи и чем отличаются:
100, 99, 98, 97, 96, 95, 94, …
10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, …
Введение названия «сто» ассоциируется у учащихся
С появлением новой цифры в записи числа (получается уже
число трёхзначное) и соответственно нового разряда, кото-
Рый называется разрядом сотен. Не следует давать ученикам
каких?либо образцов чтения и записи чисел. Они справятся
С этим сами, т. к. в процессе изучения курса математики ве-
Лась целенаправленная работа по формированию соответс-
твующих приёмов умственной деятельности.
Тем не менее, желательно иметь демонстрационное посо-
бие (модель 1 сотни, задание 319), но использовать его только
В случае необходимости. Полезны упражнения и с калькуля-
Тором, которые приведены на с. 106. Их выполнение будет,
во?первых, способствовать усвоению разрядного состава
трёхзначного числа; во?вторых, подведёт детей к осознанию
Того факта, что считать сотнями можно так же, как и десят-
Ками, и единицами. Необходимо уделить внимание и назва-
Ниям сотен, хотя большинство учащихся в классе обычно их
уже знают (задание 321).
Рекомендуем включит в урок № 11 (1-й столбец) ТПО № 2.
На дом: задания 569, 566, № 11 (2-й столбец) ТПО № 2.
УРОК 19. (Задания 322_326, 552, 554)
Цель. Формировать умение читать и записывать трёх-
Значные числа.
Эффективным приёмом для овладения умением читать и за-
писывать трёхзначные числа является их сопоставление с
Двузначными и однозначными. При этом важно подбирать
Числа в пары. Подбор таких чисел дан в задании 322. Дети
Методические рекомендации к урокам. III четверть
Обсуждают его фронтально. Самостоятельно или с помощью
Учителя они отмечают сходство и различие чисел в каждой
паре. Например: 1) 1 и 101 (слева число однозначное, спра-
ва – трёхзначное). Чтобы дети смогли прочитать трёхзначное
Число следует вспомнить названия разрядов. В числе 101 _
1 сотня (третий разряд справа – сотни) и 1 единица (первый
Разряд справа _ разряд единиц). Ориентируясь на разряды,
Ученики читают число _ сто один (1 сотня, 1 единица). Ана-
логичная ситуация в пункте 2): 10 и 110 (учащиеся читают
Число слева, справа добавляется разряд сотен, значит, число
Надо прочитать _ сто десять).
Задание 323 а) выполняется в тетрадях. Соблюдая усло-
Вие, дети записывают ряд чисел, в котором изменяется циф-
ра, обозначающая разряд десятков: 108, 118, 128, … , 198.
Советуем заготовить на доске запись: 1…8, 1…8, 1…8, 1…8
И т. д.
При проверке ученики вставляют пропущенную цифру
В разряде десятков. Полезно выяснить, чему равна разность
Двух соседних чисел. Большинство учащихся догадываются,
Что разность равна 10. Можно воспользоваться калькулято-
Ром и проверить это высказывание. Это будет полезное уп-
ражнение не только для записи и чтения трёхзначных чисел,
Но и для повторения ранее изученного материала (разностное
сравнение, «больше на…», «меньше на…»).
Задание 323 б) обсуждается фронтально. Затем второ-
Классники высказывают предположение, сколько можно за-
Писать чисел, у которых в разряде единиц цифра 6, а в раз-
Ряде сотен цифра 2 (их 10). На доске так же, как в пункте а),
полезно заготовить запись:
И т. д.
Записав числа, ученики читают их. Учитель может пред-
ложить ещё 2–3 варианта такого задания. Если дети забыли
Название сотен, они обращаются к заданию 321.
Задание 324 советуем предложить для самостоятельной
работы. Её результаты выносятся на доску после того, как
учащиеся выполнят записи в тетрадях:
1) 222; 2) 555; 3) 522, 252, 225, 552, 255.
При чтении чисел в пункте 3) советуем сначала выяснить
Сколько в числе сотен. Например, в числе 522 пять сотен,
Методические рекомендации к урокам. III четверть
Значит, при чтении называем сначала это количество сотен
(пятьсот), затем следует подчеркнуть цифры, записанные в
Разряде единиц и десятков (22), и прочитать это число. Итак,
Получаем 522 (пятьсот двадцать два). Это упражнение по-
Лезно повторить с каждым числом. Помимо этого следует
обратить внимание на количество разрядных единиц в трёх-