Из опыта формирования модели органа ГОУ муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 1 имени А.С. Пушкина города Томска
(из материалов презентации в рамках семинара для председателей органов ГОУ общеобразовательных учреждений города Томска)
Селиванова Н.А., директор гимназии № 1 города Томска
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» управление муниципальными образовательными учреждениями носит демократический, государственно-общественный характер и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что образование должно стать открытой системой, способствующей становлению гражданского общества, а потому требующей серьезного и заинтересованного участия самого общества в ее функционировании и развитии.
Совет учреждения в МОУ гимназии № 1 имени А.С. Пушкина города Томска был создан в феврале 2008 года в соответствии с Уставом гимназии, зарегистрированным 24.12.2007, как представительный орган учреждения.
Это было связано с необходимостью формирования органов управления после реорганизации гимназии (вместо действовавших до реорганизации Советов гимназии и школы).
В связи со вступлением гимназии в КПМО общим собранием трудового коллектива 19.05.2008 были приняты изменения в Устав, которые наделили Совет учреждения полномочиями органа государственно-общественного управления.
Этим же решением было принято Положение о Совете учреждения, в котором сформулирована модель Совета, определены цели и задачи, принципы формирования состава и его деятельности, компетенция Совета и полномочия отдельных его членов.
Численный состав Совета был приведен в соответствие вновь принятым документам.
Цель данной модели органа государственно-общественного управления - создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в управлении образовательным учреждением, в контроле и оценке качества образования.
Задачи модели:
- представление интересов участников образовательного процесса в структуре управления гимназией через определение стратегии развития учреждения;
- реализация прав участников образовательного процесса на безопасные и комфортные условия образовательного процесса через участие в контроле соблюдения здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Учреждении, участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса;
- реализация прав участников образовательного процесса на достоверность и открытость информации через участие в работе органов управления и самоуправления учреждения;
- реализация прав участников образовательного процесса на участие в контроле и оценке качества образования через создание и внедрение прозрачных механизмов контроля и оценки качества образования, механизмов стимулирования участников образовательного процесса.
Исходя из задач, стоящих перед Советом учреждения, были определены основные направления работы и сформированы комиссии Совета, такие как:
· комиссия по развитию учреждения, основными задачами которой стали
определение стратегии развития Учреждения, содействие созданию в Учреждении оптимальных условий для организации образовательного процесса и охране и укреплению здоровья обучающихся;
· комиссия по финансам, основными задачами которой определены повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, стимулирование труда работников учреждения, содействие рациональному использованию, выделяемых Учреждению бюджетных средств и средств, полученных из иных источников, контроль расходования средств в соответствии с Положением «О направлениях расходования средств, полученных от оказания платных услуг";
· комиссия по развитию ученического самоуправления, основными задачами которой стали: содействие развитию внеурочной деятельности, органам ученического самоуправления, взаимодействие с общественными организациями, содействие проведению акций и мероприятий, направленных на развитие самоуправления.
Через Совет учреждения осуществляется взаимодействие всех органов управления и самоуправления образовательного учреждения: общего собрания трудового коллектива, педагогического совета, родительских комитетов классов, Родительского комитета гимназии, детской организации, в структуру которой входит совет старшеклассников, - атакже связь с общественностьюгорода, микрорайона
Основными направлениями плана работы Совета учреждения на 2009-2010 учебный год стали:
· формирование комиссий и комитетов, планирование их работы совместно с администрацией гимназии;
· проведение процедуры довыборов в Совет гимназии;
· утверждение Программы развития гимназии на 2009-2014 гг;
· формирование творческих групп по реализации отдельных направлений Программы развития;
· согласование изменений в Положение о порядке, размерах и условиях осуществления выплат стимулирующего характера в муниципальном общеобразовательном учреждении гимназии №1 имени А.С. Пушкина г.Томска;
· согласование распределения выплат стимулирующего характера.
· анализ:
-системы работы органов ученического самоуправления, выявление проблем и недостатков;
- структуры внеурочной деятельности обучающихся, выявление проблем и недостатков;
- механизмов участия потребителей в контроле и оценке качества образования;
- доходов и расходов по ДПОУ за 2009 год.
- Согласование сметы доходов и расходов по ДПОУ на 2010 год .
- Согласование калькуляции стоимости ДПОУ на 2009-2010 учебный год.
- Подготовка анализа работы Совета гимназии.
- Утверждение Открытого информационно-аналитического доклада по результатам деятельности гимназии за 2009-2010 учебный год.
Отзыв о модели и органе ГОУ Анисимовой О. И., члена Совета учреждения от родительской общественности:
Очень важно, что в наш Совет также входят и представители городской власти, а именно, начальник департамента образования администрации города Томска О.В.Васильева.
Благодаря этому Совет узнает, что называется, «из первых уст», о нововведениях министерства образования РФ. Затем вся эта информация доносится до учеников иродителей всех классов на общешкольных собраниях, на собраниях в классах.
Так как в Совет входят и ученики старших классов, они также имеют возможность обмениваться информацией, полученной на Совете, со своими одноклассниками. Помимо получения информации о ЕГЭ, о проведении экзаменов, ученики активно высказывают свои пожелания и по проведению интересующих их мероприятий. Они имеют право также вносить свои пожелания по расходованию «школьного бюджета». А именно - требовать средства на пошив костюмов для выступлений, для поддержки мероприятий, проводимых «Школой отличных ребят» и т.д.
До создания Совета учреждения многим родителям, как, впрочем, и мне, приходилось лишь догадываться о том, на что идут деньги, полученные от оплаты образовательных услуг. Никто не знал, что необходимо для гимназии в данный момент, сколько требуется средств на ремонт, сколько выделяет городской бюджет на нужды гимназии. Это волновало нас, так как все родители хотят, чтобы наши дети учились в комфортных условиях.
На Совете учреждения всегда первым вопросом для обсуждения стоит финансовый отчет. Любой из членов Совета, любой родитель, не входящий в Совет, может в любой день, в любое время ознакомиться с этим отчетом. Обсуждаются также затраты на ремонт, на заработную плату учителей и обслуживающего персонала, оплата образовательных услуг.
Можно сказать, что Совет учреждения – это демократичное отношение ко всем в отдельно взятой школе.
Из информационной справки об общеобразовательном учреждении:
общее количество обучающихся на период создания органа ГОУ – 1405,
в том числе: на первой ступени – 559, на второй ступени – 640, на третьей – 206.
Количество классов по содержанию образовательных программ распределилось следующим образом:
общеобразовательных базового уровня – 9,
общеобразовательных с расширенным содержанием образования – 24, гимназических – 22, из них профильных – 9.
Количественное соотношение обучающихся, проживающих в микрорайоне гимназии и проживающих в других территориях:
Общее количество работников – 123, из них педагогов – 87 человек. Высшую квалификационную категорию имеют - 38 педагогов (44%), первую категорию-15 педагогов (17%), вторую категорию – 21 педагог (24%). Не имеют квалификационных категорий-13 человек (15%).
МАТЕРИАЛЫ ГОРОДСКОЙ НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ:
СЕКЦИЯ «РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ ЧЕРЕЗ РАСШИРЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННО – ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ОБЩЕСТВЕННЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ»
Основные направления работы секции:
· нормативно-правовая база функционирования органов государственно-общественного управления образовательных учреждений города Томска;
· изучение, обобщение и распространение опыта государственно-общественного управления образованием на уровне образовательного учреждения и муниципальном;
· опыт организации социального партнерства органами ГОУ образовательных учреждений города Томска;
· подготовка общественных управляющих органов ГОУ;
· взаимодействие МГОУ, органов ГОУ и школьного самоуправления;
· развитие общественных инициатив через практическое участие в деятельности органов ГОУ и МГОУ.
Мероприятия и результаты работы городской проблемно-творческой группы «Развитие общественных инициатив через расширение взаимодействия органов государственно-общественного управления и систему подготовки общественных управляющих»
Крюкова М.Н., заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 33, руководитель городской проблемно-творческой группы, Центра гражданского образования, МИП
В рамках инициативного проекта департамента образования, инновационного проекта МИП, развития государственно – общественного управления на муниципальном уровне и уровне общеобразовательных учреждений первый год на базе школы № 33 осуществляла деятельность городская проблемно – творческая группа «Развитие общественных инициатив через расширение взаимодействия органов государственно-общественного управления и систему подготовки общественных управляющих».
Основными ее задачами в 2009 – 2010 учебном году стали:
§ разработка и апробация программ подготовки школьных управляющих (родителей, обучающихся) общеобразовательных учреждений с использованием ресурсов Центров гражданского образования, МИП школы № 33, ДЮПа города Томска;
§ обобщение опыта работы образовательных учреждений в области подготовки школьных управляющих; по разработке и апробации новых моделей, методов и форм взаимодействия Управляющего совета с органами самоуправления (местного, школьного, ученического), социальными партнёрами;
§ апробация модели мониторинга деятельности органов ГОУ общеобразовательных учреждений Томска.
На решение поставленных задач был направлен комплекс мероприятий:
· проведение 2 городских семинаров – консультаций. 3 тренингов для заместителей директоров по ВР общеобразовательных учреждений города Томска;
· проведение 3 групповых и 12 индивидуальных консультаций для членов органов ГОУ общеобразовательных учреждений Томска;
· разработка примерного положения о переговорной площадке, 3 программ обучения общественных управляющих в рамках ЦГО (Школы № 16, 33, 37);
· разработка содержания тренингов обучения педагогических кадров общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность в режиме развития ГОУ;
· формирование и апробация модели проведения Фестиваля школьников, членов органов ГОУ общеобразовательных учреждений (ДЮП - ЦГО – ПТГ- ТГУ- ТГПУ).
Положительными результатами работы группы стали: апробация 5 моделей обучения общественных управляющих на базе ЦГО (гимназии № 6, школ № 16, 33, 37, Академического лицея); модели проведения Фестиваля школьников, членов органов ГОУ общеобразовательных учреждений; моделей мониторинга деятельности органов ГОУ
(гимназии № 1, 55, школы № 16, 33, Академический лицей); обобщение и представление опыта 12 образовательных учреждений по вопросам:
· формирования моделей деятельности Управляющих советов (гимназия № 1, школы № 16, 33, 47);
· психолого – педагогического сопровождения деятельности органа в условиях ГОУ средней общеобразовательной школы № 58;
· организации работы школы лектора ЦГО, ППС - сопровождению деятельности Центра (гимназия № 6);
· организации деятельности школы как центра гражданского образования (школа № 80 города Северска);
· реализации гражданского образования через педагогическую технологию «Дебаты»
( Сибирский лицей);
· организации взаимодействия родительской общественности с администрацией Детско-юношеского центра «Звездочка»;
· соуправления как модели ученического самоуправления школьников младших классов лицея № 7;
· организации социального партнерства в реализации инновационных проектов (ДДТ « У Белого озера»);
· взаимодействию детско-юношеского парламента с Думой города Томска, организации проведения Фестиваля обучающихся – членов органов ГОУ общеобразовательных учреждений города Томска (ДЮПа города Томска, ДТД и М).
Наблюдается положительная динамика в количестве участников и содержании городского Фестиваля обучающихся - членов органов ГОУ общеобразовательных учреждений города Томска «Школа самоуправления».