Доклад на защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы.
Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Развитие навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи».
Актуальностьпроблемы связана с постоянно возрастающей ролью коммуникативного и творческого потенциала человека в современном обществе.
Практика подтверждает, что для развития связной речи недостаточно одних способностей. Единственный путь, который ведет школьника к дальнейшим целям - это систематические занятия, продуманные от начала и до конца, основанные на передовых данных психолого-педагогической науки. Особенно актуальным все это является при обучении детей с нарушениями речи.
Проблемы с речью в младшем школьном возрасте неизбежно приводят к тому, что ребенок начинает испытывать трудности в последующей жизни.
Сегодня множество детей страдает общим недоразвитием речи (ОНР). С диагнозом ОНР полноценное развитие речи становится актуальной проблемой. С детьми с ОНР обязательно должна проводиться логопедическая работа.
Одна из главных задач при осуществлении логопедической работы с ребенком – это помощь в формировании у него связной монологической речи. Развитие монологических способностей помогает преодолеть системное речевое недоразвитие и облегчает обучение детей в школе.
У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
Цель исследования –теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем выявить оптимальные условия развития навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования –связная речь детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования –развитие навыков пересказа у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель конкретизируется взадачахисследования, которые предоставлены нами на экране.
Гипотеза исследования – поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня.
Методыисследования представлены на экране.
1) Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; формулирование выводов;
2) Эмпирические: педагогический эксперимент; методика выявления особенностей речевого развития А.А. Павловой и Л.А. Шустовой, тестовая методика Т.А. Фотековой, интерпретация результатов исследования.
Новизна исследованиязаключается в том, что в работе нами применена комплексная логопедическая работа по развитию навыков пересказа младших школьников с ОНР III уровня.
Теоретическая значимость исследования: исследование расширяет научные представления о развитии связной речи детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня на основе применения комплексной логопедической работы.
Практическая значимость исследования:состоит в том, что комплекс логопедических занятий, направленных на развитие навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня, использованный нами в работе, оказался эффективным. Это было доказано при помощи анализа влияния использованных методических приемов на развитие навыков пересказа у детей с ОНР, что позволяет использовать их учителям и логопедам в работе с детьми с ОНР III уровня.
На первом этапе исследования был проведен анализ литературы по проблеме исследования.
Было выяснено, что ОНР представляет собой сложные расстройства речи, которые сопровождаются нарушением формирования всех звуковых и смысловых компонентов речевой системы.
Общее недоразвитие речи является очень серьезным препятствием в обучении детей, как на начальном этапе обучения в школе, так и в дальнейшей жизни.
В результате проведения теоретического анализа нами было выяснено, что наиболее эффективным подходом в формировании навыков пересказа у детей с общим недоразвитием речи, наиболее эффективной является организация поэтапной работой, которая начинается с небольших пересказов с помощью взрослого, затем продолжается с прохождением этапа пересказа с опорой на наглядный материал и заканчивается пересказом средних и объемных текстов без помощи.
Практическое исследование было проведено в 2016 году. В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста с диагнозом ОНР III уровня. Формирующий эксперимент продолжался в течение 12 недель.
Для исследования была выбрана серия из тестовой методики экспресс - диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой Дополнительно нами была проведена методика выявления особенностей речевого развития А.А. Павловой и Л.А. Шустовой.
В результате констатирующего этапа исследования было обнаружено, что испытуемые показали результаты, не соответствующие возрасту в части владения навыками пересказа.
При этом худшие результаты были получены по пониманию и речевой активности в группе. Следовательно, можем констатировать, что у исследуемой группы детей наблюдаются проблемы в определении основного смысла текста, а также в использовании сторонней от текста лексики. При этом также наблюдаются проблемы с умением воспроизвести все темы текста в соответствии с основным смыслом, а также в использовании средств, с помощью которых осуществляется программа пересказа.
Далее нами были апробированы методические приемы по организации логопедической работы по развитию навыков пересказа у учащихся 1-2 классов с ОНР III уровня.
В ходе формирующего эксперимента сформулированы методические приемы по развитию навыков пересказа у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня: развитие навыков пересказа должно начинаться с развития лексико-грамматического строя речи, ориентировки во времени и пространстве, плавно включая элементы развития связной речи; развитие навыков пересказа для облегчения процесса необходимо проводить следующим образом: сначала учить детей пересказывать предложения по картинкам, и только затем целые тексты; в процессе развития навыков пересказа необходимо использовать вопросно-ответную форму. Вопросы составляются так, чтобы отразить основные моменты сюжетного действия в их последовательности, определить действующие лица и наиболее значимые детали повествования; пересказ на каждом занятии проводится по опорным вопросам, по иллюстрациям, последовательно отражающим содержание произведения, по отдельным иллюстрациям с изображением персонажей и существенных деталей; предусматривается постепенный переход от коллективного пересказа текста, когда поочерёдно каждый ребёнок пересказывал по одному из последовательных фрагментов рассказа, к пересказу нескольких фрагментов или произведения в целом; предусматривается использование составления пересказов по компьютерным слайдам, рисование на сюжет пересказываемого произведения, а также апробированные приёмы обучения пересказу с опорой на иллюстративное панно, условную наглядную схему сюжетного воздействия.
В результате проведения повторного констатирующего эксперимента получили данные о повышении уровня развития навыков пересказа у младших школьников. Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана. В результате оценки развития навыков пересказа обнаружено улучшение показателей по всем исследуемым параметрам.
Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана – поэтапная работа с детьми по развитию навыков пересказа повысит эффективность логопедической коррекционной работы по развитию навыков пересказа у младших школьников с ОНР III уровня. Цель исследования достигнута, задачи решены.
Спасибо за внимание.