Организация образовательного процесса
Содержание
Введение
1. Пояснительная записка
· Актуальность программы
· Цели и задачи программы
· Организация образовательного процесса
· Возрастные особенности обучающихся
· Специфика обучения
· Условия реализации программы
· Прогнозируемый результат
· Критерии эффективности реализации программы
· Техника безопасности на учебном занятии
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Упражнения
Список литературы
Приложение
Введение
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребёнка занимает важное место. В современной подростковой среде сегодня всё чаще отмечается рост интереса к экстремальным видам спорта, так как они дают возможность подростку самоутвердиться, реализовать свои желания и возможности, стать успешным среди сверстников.
Спортивное скалолазание - исключительно гармоничный и разноплановый вид спорта. При занятиях скалолазанием идет нагрузка на все группы мышц, тренируются равновесие, координация, гибкость и растяжка. Спортсмен учится произвольному, рациональному управлению своим телом. Взаимная страховка развивает чувство ответственности. Совместные занятия вырабатывают у спортсменов чувство локтя, товарищества, взаимовыручки. Занятия скалолазанием дают уверенность в собственных силах, душевное равновесие. Выезды на тренировочные сборы позволяют детям адаптироваться к сложным природным условиям, дают возможность научиться принимать решения в экстремальной ситуации, формируют самодисциплину и самоконтроль.
Клуб скалолазов «Ирбис» - один из самых крупных коллективов Дворца, где ежегодно обучается более 100 мальчишек и девчонок разного возраста. В процессе обучения происходит физическое развитие личности ребёнка, прививается любовь к природе, формируется чувство коллективизма. Систематические занятия скалолазанием благоприятно отражаются на развитии вестибулярного аппарата, так как основная трудность при подъёме состоит в сохранении равновесия, поскольку площадь опоры у скалолаза маленькая.
При занятиях скалолазанием всегда есть возможность падения, срыва, поэтому такой вид спорта способствует воспитанию таких ценных личностных черт характера, как смелость, решительность, уверенность в своих силах.
В связи с высокой востребованностью ранней физической подготовки детей, стремлением родителей к формированию у детей необходимости ведения здорового образа жизни - возрастной состав воспитанников клуба ежегодно становится моложе.
Содержание, методика проведения и планирование учебных занятий по скалолазанию должны учитывать разные возрастные особенности детей, уровень их физического развития и физической подготовленности. Соответственно появилась потребность в открытии подготовительных групп, обучающимися которых являются дети дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Пояснительная записка
Спортивное скалолазание в системе дополнительного образования детей как вид спорта пользуется большой популярностью у детей и родителей. Однако имеющиеся образовательные программы по данному направлению рассчитаны на детей старшего школьного возраста, требуют интенсивных тренировок и физической подготовки. Новизна данной программы в её направленности на дошкольный возраст детей, в отборе содержания, ориентированного на развитие двигательной активности ребёнка посредством освоения простых скальных маршрутов.
Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них спортивные упражнения и спортивные игры, которые способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию морально-волевых качеств. Занятия спортивными упражнениями и играми создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
Программа имеет спортивно-оздоровительную направленность. В процессе обучения у ребёнка появляется возможность физически окрепнуть, познакомиться с новым для него видом спорта, научиться общаться в коллективе со сверстниками, преодолевать первые трудности, развивать морально-волевые качества, необходимые спортсмену: целеустремлённость, упорство, ответственность, усидчивость, трудолюбие.
Актуальность программы обусловлена тем, что занятия скалолазанием с детьми дошкольного возраста в большей части имеют оздоровительный, развивающий характер, а не спортивный. Заниматься спортом в прямом смысле слова, который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких спортивных результатов для детей дошкольного возраста не рекомендуется. Участие в спортивных соревнованиях возможно только при следующей установке: соревнования – это специальный вид тренировки, игра. Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание на занятых местах, это может вызвать у ребенка психологическую травму, комплекс неполноценности. Но отдельные элементы соревнования в ходе проведения занятий не только возможны, но и целесообразны.
Цель программы:содействие развитию двигательной активности детей дошкольного возраста через освоение основ спортивного скалолазания на начальном этапе.
Задачи:
Обучающие:
- Обучить начальной технике лазания (преодоление простейших «скальных» маршрутов в условиях скалодрома Дворца).
Развивающие:
- Создать условия для развития физических и творческих возможностей ребёнка.
- Способствовать укреплению здоровья детей.
Воспитывающие:
- Содействовать созданию сплочённого детского коллектива.
Программа рассчитана на 1 год для детей в возрасте 4-6 лет, позволяет познакомить обучающихся с базовой техникой передвижения по простым трассам, работе в группе, в паре, развивать коммуникативные способности.
В подготовительные группы принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Для обучающихся данного возраста и обеспечения на учебных занятиях безопасных условий оптимальным количеством детей в группе является 6-10 человек. Небольшой состав группы при высокой двигательной активности обучающихся позволяет педагогу минимизировать возможность травматизма.
Занятия имеют практико-ориентированный характер, проводятся на скальных тренажёрах Дворца детского (юношеского) творчества два раза в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут. Недельная нагрузка на одного ребёнка в соответствии с учебным планом не превышает требований санитарно-гигиенических норм.
Организация образовательного процесса
Занятия скалолазанием для детей дошкольного возраста направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовки детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Основной целью таких занятий является ознакомление детей со скалолазанием, закладывание азов правильной техники.
Тренировки носят общефизический характер, подготовка к соревнованиям носит игровой характер. Настоящие соревнования, где борьба ведётся за метры, секунды, за места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка дошкольного возраста.