Цель и задачи учебного предмета. Цель:художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы
Цель:художественно-эстетическое развитие личности ребенка, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков по учебному предмету, а также подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Задачи:
– освоение терминологии предмета «Рисунок»;
– приобретение умений грамотно изображать графическими средствами с натуры и по памяти предметы окружающего мира;
– формирование умения создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач;
– приобретение навыков работы с подготовительными материалами: набросками, зарисовками, эскизами;
– формирование навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета;
· распределение учебного материала по годам обучения;
· описание дидактических единиц учебного предмета;
· требования к уровню подготовки обучающихся;
· формы и методы контроля, система оценок;
· методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
· словесный (объяснение, беседа, рассказ);
· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
· практический;
· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации
Учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, компьютером, интерактивной доской.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом сложившихся традиций реалистической школы обучения рисунку, а также принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей детей и с учетом особенностей их объемно-пространственного мышления.
Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении рисунку, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать и изображать трехмерную форму на двухмерной плоскости.
Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения сложной и разнообразной по форме натуры. Предлагаемые темы заданий по рисунку носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания по своему усмотрению, что дает ему возможность творчески применять на занятиях авторские методики.
Главной формой обучения является длительный тональный рисунок, основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры. Параллельно с длительными постановками выполняются краткосрочные зарисовки и наброски, которые развивают наблюдательность и зрительную память обучающихся, дают возможность быстрее овладеть искусством рисунка.
В первые годы, на примере рисования простых форм предметов дается представление о наглядной (наблюдательной) перспективе, понятия о светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. В последующие годы обучения осуществляется переход к изображению более сложных комбинированных форм, изучаются законы линейной и воздушной перспективы, приемы решения живописного и творческого рисунка, передача пространства. Постепенно обучающие приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему. На завершающем этапе обучения происходит ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного и тонального рисования головы человека. Значительно расширяются и усложняются композиционные, пространственные и тональные задачи в рисовании натюрмортов и интерьеров. Последний год обучения включает задания, ориентированные на подготовку одаренных детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.
На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные домашние (самостоятельные) задания.
Содержание учебного предмета распределено по следующим разделам и темам:
· технические приемы в освоении учебного рисунка;
· законы перспективы; светотень;
· линейный рисунок;
· линейно-конструктивный рисунок;
· живописный рисунок; фактура и материальность;
· тональный длительный рисунок;
· творческий рисунок; создание художественного образа графическими средствами.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
I полугодие | |||||
Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка | |||||
1.1. | Вводная беседа о рисунке. Организация работы | урок | - | ||
1.2. | Графические изобразительные средства | урок | |||
1.3. | Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия | урок | |||
1.4. | Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорция. Силуэт | урок | |||
1.5. | Зарисовка чучела птицы | урок | |||
II полугодие | |||||
Раздел 2. Линейный рисунок | |||||
2.1. | Зарисовки фигуры человека | урок | |||
Раздел 3. Законы перспективы. Светотень | |||||
3.1. | Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива | урок | |||
3.2. | Светотеневая зарисовка простых по форме предметов | урок | |||
3.3. | Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности | урок | |||
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность | |||||
4.1. | Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал) | урок | |||
4.2. | Зарисовка мягкой игрушки | урок | |||
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | |||||
5.1. | Рисунок предметов быта на светлом и темном фонах | урок | |||
5.2. | Зарисовки по памяти предметов предыдущего задания | урок | |||
5.3. | Натюрморт из двух предметов быта светлых по тону на сером фоне | урок | |||
5.4. | Натюрморт из двух предметов быта | урок | |||
5.5. | Контрольный урок | урок | - | ||
Второй год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
I полугодие | |||||
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | |||||
1.1. | Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне | урок | |||
Раздел 2. Законы перспективы. Светотень | |||||
2.1. | Зарисовки прямоугольника, квадрата, круга в перспективе | урок | |||
2.2. | Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе | урок | |||
2.3. | Рисунок гипсового геометрических тел вращения (цилиндр, конус, шар) | урок | |||
2.4. | Зарисовки предметов, подобных телам вращения, с натуры и по памяти | урок | |||
2.5. | Рисунок гипсового куба | урок | |||
2.6. | Зарисовки предметов быта имеющих призматическую форму с натуры и по памяти | урок | |||
II полугодие | |||||
Раздел 3. Линейный рисунок | |||||
3.1. | Наброски фигуры человека | урок | |||
Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность | |||||
4.1. | Зарисовки чучела птицы | урок | |||
4.2. | Зарисовки предметов, различных по материалу | урок | |||
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | |||||
5.1. | Натюрморт из двух предметов быта призматической формы | урок | |||
5.2. | Натюрморт из предметов призматической и цилиндрической формы | урок | |||
5.3. | Натюрморт из предметов простой формы разных по тону и материалу | урок | |||
5.4. | Контрольный урок | урок | - | ||
Третий год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
I полугодие | |||||
Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами | |||||
1.1. | Тематический натюрморт «Осенний» | урок | |||
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок. | |||||
2.1. | Натюрморт из гипсовых геометрических тел | урок | |||
2.2. | Сквозной рисунок предметов комбинированной формы | урок | |||
2.3. | Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по памяти | урок | |||
Раздел 3. Тональный длительный рисунок | |||||
3.1. | Натюрморт из предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных на уровне глаз учащихся | урок | |||
II полугодие | |||||
Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок | |||||
4.1. | Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа | урок | |||
4.2. | Рисунок чучела птицы | урок | |||
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | |||||
5.1. | Натюрморт с чучелом птицы | урок | |||
5.2. | Натюрморт из двух предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных ниже уровня глаз учащихся | урок | |||
5.3. | Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы разных по тону. | урок | |||
5.4. | Контрольный урок | урок | - | ||
Четвертый год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
I полугодие | |||||
Раздел 1. Тональный длительный рисунок | |||||
1.1. | Натюрморт из трех гипсовых геометрических тел | урок | |||
1.2. | Рисунок однотонной драпировки с простыми складками | урок | |||
1.3. | Натюрморт из крупного предмета быта и драпировки со складками | урок | |||
Раздел 2. Живописный рисунок. Фактура и материальность. | |||||
2.1. | Натюрморт с металлической и стеклянной посудой | урок | |||
Раздел 3. Линейный рисунок | |||||
3.1. | Зарисовки фигуры человека в движении | урок | |||
II полугодие | |||||
Раздел 4. Законы перспективы. Светотень | |||||
4.1. | Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Построения окружности в пространстве | урок | |||
4.2. | Зарисовки предметов быта (кружка, кастрюля и т.д.) в горизонтальном положении | урок | |||
4.3. | Наброски по памяти отдельных предметов | урок | |||
Раздел 5. Тональный длительный рисунок | |||||
5.1. | Рисунок гипсового шара | урок | |||
5.2. | Натюрморт с предметом цилиндрической формы в горизонтальном положении и драпировкой | урок | |||
Раздел 6. Линейно-конструктивный рисунок | |||||
6.1. | Натюрморт в интерьере с масштабным предметом | урок | |||
6.2 | Натюрморт из трех предметов быта и драпировки со складками. | урок | |||
Пятый год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
I полугодие | |||||
Раздел 1. Тональный длительный рисунок | |||||
1.1. | Натюрморт из трех-четырех гипсовых геометрических тел | урок | |||
1.2. | Рисунок драпировки со сложной конфигурацией складок, лежащей на геометрическом предмете | урок | |||
1.3. | Натюрморт из двух-трех предметов быта и гипсового орнамента высокого рельефа и драпировки со складками | урок | |||
Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок | |||||
2.1. | Зарисовка части интерьера с архитектурной деталью | урок | |||
2.2. | Зарисовка головы человека (обрубовка) | урок | |||
II полугодие | |||||
Раздел 3. Фактура и материальность в учебном рисунке | |||||
3.1. | Натюрморт из предметов с различной фактурой и материальностью и четким композиционным центром | урок | |||
3.2. | Рисунок фигуры человека в интерьере | урок | |||
Раздел 4. Создание художественного образа графическими средствами | |||||
4.1. | Тематический натюрморт «Мир старых вещей». | урок | |||
Раздел 5. Тональный длительный рисунок. | |||||
5.1. | Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками (итоговая работа) | урок | |||
5.2. | Контрольный урок | урок | |||
Шестой год обучения
№ | Наименование раздела, темы | Вид учебного занятия | Общий объем времени (в часах) | ||
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия | |||
I полугодие | |||||
Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок | |||||
1.1. | Натюрморт из четырех-пяти предметов (гипсовые геометрические тела и предметы быта) | урок | |||
1.2. | Рисунок капители | урок | |||
1.3. | Рисунок гипсовой головы (обрубовка) в двух поворотах | урок | |||
1.4. | Рисунок гипсовых частей лица (нос, губы, глаз) | урок | |||
II полугодие | |||||
Раздел 2. Тональный длительный рисунок | |||||
2.1. | Рисунок черепа человека | урок | |||
2.2. | Рисунок гипсовой головы (обрубовка) с поворотом в три четверти | урок | |||
2.3. | Рисунок античной гипсовой головы | урок | |||
Раздел 3. Создание художественного образа графическими средствами | |||||
3.1. | Тематический натюрморт с атрибутами искусства | урок | |||
Годовые требования. Содержание разделов и тем
Первый год обучения Ι полугодие |