Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Композиция станковая» являетсяхудожественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:

· развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

· последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

· знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

· изучение выразительных возможностей тона и цвета;

· развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

· обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

· приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

· формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки обучающихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, беседа, рассказ);

· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

· практический;

· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:

· основы композиции станковой

· цвет в композиции станковой

· сюжетная композиция

· декоративная композиция

· создание художественного образа в композиции

· графика

· итоговая работа

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудитор-ные занятия
1 год обучения Ι полугодие
  Раздел 1. Основы композиции станковой        
1.1. Вводная беседа об основных законах и правилах композиции урок
1.2. Равновесие основных элементов композиции в листе урок    
  Раздел 2. Цвет в композиции станковой        
2.1.     Основные цвета, составные и дополнительные (комплиментарные, оппонентные). Эмоциональная характеристика цвета урок  
2.2. Достижение выразительности композиции с помощью цветового контраста. Контраст и нюанс урок  
  Раздел 3. Сюжетная композиция        
3.1. Сюжетная композиция по литературному произведению. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона урок
     
1 год обучения ΙI полугодие
3.2. Ритм в композиции станковой урок
3.3. Композиционный центр в композиции станковой урок
3.4. Выразительные средства композиции станковой урок  
     
2 год обучения Ι полугодие
  Раздел 1. Цвет в композиции станковой        
1.1. Ограничение цветовой палитры в живописной композиции урок    
  Раздел 2. Сюжетная композиция        
2.1. Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции) урок
     
2 год обучения IΙ полугодие
  Раздел 3. Декоративная композиция        
3.1. Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.   урок      
3.2. Трансформация и стилизация изображения урок
3.3. Декоративная композиция натюрморта урок
3.4. Стилизация изображения животных урок
     
3 год обучения Ι полугодие
  Раздел 1. Сюжетная композиция        
1.1. Пейзаж, как жанр станковой композиции урок
  Раздел 2. Цвет в композиции станковой        
2.1. Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей урок
     
3 год обучения IΙ полугодие
  Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)        
3.1. Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику урок
     
4 год обучения Ι полугодие
  Раздел 1.Создание художественного образа в композиции        
1.1. Композиционная организация портрета урок
1.2. Однофигурная композиция со стаффажем на заднем плане урок
     
4 год обучения ΙΙ полугодие
1.3. Иллюстрации к литературным произведениям урок
     
5 год обучения Ι полугодие
  Раздел 1. Графика        
1.1. Иллюстрация к классическим произведениям русской и мировой литературы с использованием орнамента урок
1.2. Графический лист с визуальным эффектом Вариант 1. Иллюстрация Вариант 2. Архитектурные фантазии урок
  Раздел 2. Сюжетная композиция        
2.1. Сюжетная композиция на конкурсную тему урок
     
5 год обучения ΙΙ полугодие
  Раздел 3. Итоговая работа        
3.1. Выполнение итоговой работы: Вариант 1. Книжная графика. Многофигурная композиция (3-4 фигуры). Вариант 2. Сюжетная композиция. Многофигурная композиция (конкурсные задания). Вариант 3. Декоративный натюрморт урок
     
6 год обучения Ι полугодие
  Раздел 1. Графика        
1.1. Создание сложной образной графической композиции. Вариант 1. Графический лист «Аллегория». Вариант 2. Основы мультипликации урок
1.2. Графика малых форм. Вариант 1.Разработка праздничной открытки Вариант 2. Экслибрис урок
1.3. Шрифтовая композиция урок
     
6 год обучения ΙΙ полугодие
  Раздел 2. Сюжетная композиция        
2.1. Сюжетная композиция. Триптих урок
2.2. Сюжетная композиция на конкурсную тему урок
  Раздел 3. Графика        
3.1. Графическая композиция в городской среде урок
     
                 


В данном учебном плане предлагается вариант итоговой работы (итоговая аттестация) при 5-летнем сроке реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись».

Для 6-летнего срока реализации программы образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает содержание и план выполнения итоговой работы. В разделе «Аттестация: цели, виды, форма, содержание» предложены методические рекомендации по организации и проведению итоговой аттестации учащихся.

Содержание разделов и тем. Годовые требования

1 год обучения Ι полугодие

Наши рекомендации