Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:

Целью учебного предмета "Живопись" является художественно - эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Задачи учебного предмета:приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

- знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

- знаний разнообразных техник живописи;

- знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

- умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

- навыков в использовании основных техник и материалов;

- навыков последовательного ведения живописной работы;

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

• практический;

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий

Реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по живописи оснащена натурными столами, мольбертами, предметами натурного фонда.

II. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
1 год обучения I полугодие
Раздел 1. Основы техники живописи (технические упражнения)
1.1. Вводная беседа о живописи. Упражнение в заливках урок
1.2. Локальный цвет в живописи урок
1.3. Передача формы и объёма живописными средствами. урок
1.4. Упражнение «Яблоко» урок
1.5. Передача формы и объёма в технике гризайль урок
1.6. Этюд натюрморта из 2-х предметов на нейтральном фоне урок
Раздел 2. Теплохолодность цвета
2.1. Постановка из 2-х предметов в тёплой цветовой гамме. урок
1 год обучения II полугодие
2.2. Постановка из 2-х предметов в холодной цветовой гамме. урок
2.3. Этюд постановки из 2-х предметов с однотонными цветными драпировками урок
Раздел 3 . Технические упражнения
3.1. Декоративный натюрморт из 2-х предметов. урок
3.2. Этюд чучела птицы урок
3.3. Кистевые наброски фигуры человека. урок
Раздел 4 . Длительная постановка
3.4. Итоговая постановка из бытовых предметов. урок
2 год обучения I полугодие
Раздел 5 . Технические упражнения
5.1. Упражнение в заливках «Фрукты». урок
5.2. Натюрморт из 2-х предметов в определённой цветовой гамме. урок
5.3. Рефлексы урок
5.4. Этюд мини-натюрморта в технике по – сырому (гризайль) урок
5.5. Этюд драпировки. урок
2 год обучения II полугодие
Раздел 6. Теплохолодность цвета
6.1. Натюрморт из 2-3 предметов с ярко выраженным цветом. урок
6.2. Натюрморт из 2-3 предметов с несложными складками в ограниченной цветовой палитре. урок
6.3. Копия натюрморта с репродукции работы известного художника. урок
3 год обучения I полугодие
Раздел 7 . Технические упражнения
7.1. Этюды цветов, овощей и фруктов. урок
7.2. Этюды комнатных растений урок
Раздел 8 . Длительная постановка
8.1. Натюрморт в красной цветовой гамме урок
8.2. Натюрморт в зелёной цветовой гамме урок
3 год обучения II полугодие
8.3. Натюрморт в фиолетовой (синей) цветовой гамме урок
8.4. Натюрморт из 3 – 4 предметов ясных по тону. урок
8.5. Итоговая постановка из 3-4 предметов  
Всего за курс

Содержание учебного предмета. Годовые требования

В первые годы обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется черный цвет.

В старших классах цветовые гармонии разнообразнее. Они построены на нюансах, светлоте, со сложным колоритом. Фигура человека, натюрморт связываются со станковой композицией.

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, цветовой гармонии, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.

Первый год обучения

Наши рекомендации