Средства лечебной физической культуры, используемые в детском возрасте
Физические упражнения являются основным средством лечебной физической культуры. К ним относятся гимнастические упражнения, физические упражнения прикладного характера, силовые, скоростно-силовые, в расслаблении, в сопротивлении, в равновесии и т.д.
1.Гимнастические упражнения– специальные, расчлененные движения, при которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними внутренние органы. При выполнении гимнастических упражнений предусматриваются то или иное исходное положение, направление движения, его амплитуда, скорость, мера мышечного напряжения.
В процессе физического воспитания ребенка так же, как и в процессе лечебного воздействия средств физкультуры с помощью гимнастических упражнений, формируются двигательные навыки, точность движений, развиваются ловкость, сила, выносливость, гибкость.
2.Общеразвивающие упражнения для определенных мышечных групп – это самая большая группа гимнастических упражнений.
• Упражнения для мышц верхних конечностей выполняются из всех исходных положений (стоя, сидя, лежа на спине и животе), преимущественно же из положения стоя (для детей старшего возраста из основной стойки), – обеспечивающих устойчивое положение тела.
• Упражнения для мышц брюшного пресса выполняются из исходного положения лежа на спине, но могут проводиться и из других положений.
• Упражнения для мышц спины (наклоны вперед, боковые наклоны и вращения туловища) выполняются из исходных положений стоя, оптимальным для развития мышц спины является положение лежа на животе.
• Упражнения для мышц нижних конечностей выполняются из всех исходных положений, в зависимости от требуемой нагрузки.
Все общеразвивающие гимнастические упражнения могут проводиться с предметами и пособиями: палками, флажками, обручами, лентами, шнурами, шарами, шестами и т.п. Точности выполнения упражнений способствует использование гимнастических снарядов: стенок, скамеек, бревна. В зависимости от возраста ребенка и степени развития двигательных навыков характер гимнастических упражнений меняется.
3.Рефлекторные гимнастические упражнения, в основе которых лежат безусловные двигательные реакции (рефлекс ползания, разгибания позвоночника и др), используются у детей первого года жизни
4.Пассивные гимнастические упражнения используются при отсутствии активных движений, проводятся инструктором лечебной физкультуры за счет собственных усилий, без сопротивления со стороны ребенка. Такие пассивные упражнения способствуют возникновению самостоятельных произвольных движений.
5.Активные гимнастические упражнения – это гимнастические упражнения, выполняемые ребенком самостоятельно при побуждении к движению игрушками, пособиями или речевой инструкцией, командой.
6.Упражнения в расслаблении – активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мышц. При выполнении таких упражнений достигается снижение тонуса и гладкой мускулатуры внутренних органов в зоне сегментарной иннервации, а также развиваются тормозные реакции.
Расслабление сложно для ребенка, так как требует и определенного двигательного опыта, и умения произвольно управлять тонусом мышц. Обязательным физиологическим условием для произвольного расслабления является удобное исходное положение. Ощущение расслабления может быть получено у ребенка по контрасту с предшествующим напряжением, а также путем использования доступных образных сравнений: «рука отдыхает», «нога спит», «живот чужой» и т.п.
Упражнения в расслаблении используются для снижения общей физической нагрузки в занятиях, восстановления нарушенной координации движений, нормализации мышечного тонуса, в том числе и гладкой мускулатуры.
7.Упражнения в растягивании – разновидность активных упражнений с преимущественным воздействием на патологически измененную эластичность тканей. У детей такие упражнения применяются при плевритах, плевропневмониях, артритах, контрактурах различного генеза.
8.Дыхательные упражнения – упражнения с произвольным изменением характера или продолжительности вдоха и выдоха.
А)Статические дыхательные упражнения выполняются с изменением ритма и глубины дыхания, пауз между вдохом и выдохом, преимущественным усилением экскурсий грудной клетки или диафрагмы. Их разновидностью являются упражнения с сопротивлением дыханию, с произнесением звуков, с удлиненным и ступенчато удлиненным выдохом и т.д.
Б)Динамические дыхательные упражнения – это различные сочетания дыхательных движений с движениями различных частей тела, которые подбираются таким образом, чтобы облегчить или усилить дыхание. Например, наклон туловища вперед сочетается с выдохом, выпрямление туловища – с вдохом.
9.Корригирующие упражнения способствуют устранению деформаций опорно-двигательного аппарата различной этиологии. Коррекция достигается подбором исходных положений, при которых распределение мышечного тонуса, сохраняющего принятую позу, способствует выравниванию имеющейся деформации. Коррекция обеспечивается также строго ограниченным при соответствующем упражнении воздействием мышечной тяги на патологически измененный участок опорно-двигательного аппарата.
10.Упражнения на координациюпроводятся при сложных сочетаниях движений и соблюдением их последовательности. Они используются для тренировки и восстановления двигательных навыков, восстановления нарушенной регуляции движений.
11.Упражнения в равновесии направлены на тренировку вестибулярного аппарата и позных реакций. Они выполняются при уменьшенной площади опоры, изменениях положения головы и туловища, в стойке на одной ноге и т.д. Эти упражнения способствуют улучшению координации движений, воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.
12.Физические упражнения прикладного характера.Основные движения включают способы передвижения ползание, ходьба, бег, прыжки, лазание, используемые в естественных условиях.
Формирование навыков основных движений осуществляется при ликвидации задержки в развитии, ряде заболеваний нервной системы и опорно-двигательного аппарата, а также способствует развитию внимания, восприятия представлений, воображения, волевых качеств, повышению эмоционального тонуса. Неоценима роль прикладных упражнений для развития пространственных ориентировок, глазомера, умения действовать в коллективе.
А)Ходьба. Особенности развития ходьбы учитываются при занятиях лечебной физкультурой. Дети 2-го года жизни во время ходьбы должны сохранять прямое направление. С этой целью используются ходьба по начерченной дорожке, широкой доске, перешагивания. На 3-м и 4-м году жизни вводятся упражнения в ходьбе с равномерным шагом, по узкой дорожке, гимнастической скамейке, с содружественными движениями рук и ног, с изменением темпа.
С 5-ти лет во время занятий ходьбу включают во все части занятий. Упражнения усложняются за счет соблюдения правильной осанки, сочетания ходьбы с дыханием, включения различных вариантов передвижения: на носках, пятках, внутреннем и наружном краях стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием бедра, в полуприседе, скрестным и приставным шагом, с выполнением дополнительных заданий и т.д.
При восстановлении двигательного навыка в результате лечебных и лечебно-воспитательных мероприятий ходьба ребенка характеризуется вертикальным положением туловища, хорошей осанкой с симметричным расположением рук, развернутыми плечами, подтянутым животом, равномерной длиной шага и ритмичными, координированными движениями рук и ног.
Б)Бег. Бегать начинают в конце 2-го года жизни, а большинство детей на 3-м году. Физиологические особенности бега позволяют использовать его в качестве упражнения, резко повышающего физическую нагрузку. Попеременное сокращение и расслабление большого количества мышц вовлекают в работу большинство систем организма (кровообращение, дыхание, обмен веществ и т.д.), деятельность которых проходит на устойчивом уровне адаптации, способствуя увеличению физиологических резервов детского организма.
У детей старшего дошкольного и школьного возраста бег широко используется в лечебной физкультуре: бег на месте, с переменным темпом, на носках, с высоким подниманием бедра, широким шагом, наперегонки, с увертыванием и ловлей, с препятствиями, с заданиями на ориентировку, врассыпную.
В)Лазание, ползание и его разновидности (подлезание, перелезание, влезание, пролезание) способствуют развитию мышц туловища и конечностей при наименьшей статической нагрузке на позвоночный столб.
Как физическое упражнение ползание вводится в занятия лечебной физкультурой очень рано, с 5-го месяца (при отсутствии задержки в развитии); оно способствует созданию оптимальных условий для возникновения навыка. На 2-м году жизни включаются упражнения в лазании (сначала по дорожке ограниченной ширины, затем по гимнастической скамейке), различного рода подползания и перелезания. Лазание в вертикальном направлении (по гимнастической стенке, наклонной плоскости и др.) проводится у детей дошкольного возраста, при этом исключают висы и длительное статическое напряжение мышц; у детей школьного возраста его используют в любых вариантах с учетом состояния опорно-двигательного аппарата и лечебных задач. Ползание создает наилучшие условия для формирования правильной осанки и мышц, поэтому оно широко используется в методиках лечебной физкультуры при ортопедических заболеваниях, травмах позвоночника.
Г)Прыжки. Во время прыжков физиологическая нагрузка связана не только с мышечной работой, но и со значительным воздействием на суставы и связки, нервную систему. В лечебной физкультуре прыжки используются не ранее 3-го года жизни. При этом учитываются этапы формирования навыка, в упражнениях основное внимание сначала обращается на технику приземления. Подготавливающими к прыжкам являются упражнения в приседаниях с параллельной постановкой стопы, отведением назад рук, их взмахом и т.д.