Тема: Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа

Возникшее противоречие между объективными потребностями практики и недостаточной разработанностью в педагогической науке вопроса формиро­вания творческих способностей будущих учителей средствами исследователь­ской работы, определило проблему, которая нами сформулирована следующим образом: каковы возможности исследовательской работы как средства форми­рования творческих способностей будущих учителей в профессионально-педагогическом колледже.

Актуальность данной проблемы и ее неразработанность послужили осно­ванием для выбора темы курсовой работы «Исследовательская работа как средство формирования творческих способностей студентов про­фессионально-педагогического колледжа».

Объектом исследования определено содержание и процесс подготовки студентов в профессионально-педагогическом колледже.

Предметом исследования является исследовательская работа как сред­ство формирования творческих способностей студентов в средних профессио­нальных учебных заведениях.

Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические усло­вия формирования творческих способностей студентов профессионально-педагогического колледжа в процессе исследовательской работы.

Гипотеза исследования: формирование творческих способностей сту­дентов профессионально-педагогического колледжа в процессе исследователь­ской работы будет проходить эффективно, если:

• созданы условия для профессионального роста преподавателей, способ­ствующего повышению эффективности исследовательской работы;

• в учебно-воспитательной работе колледжа исследовательская работа
будет осуществляться в определенной системе, включающей научно-методи­ческую работу преподавателей; интегративное согласование блоков дисциплин
учебного плана, внеурочной работы и педагогической практики; различные
формы организации исследовательской работы (выполнение творческих работ,
олимпиады, конференции, участие в работе исследовательских кружков, твор­ческих лабораторий и др.) и методы, создающие условия для активизации
творческого мышления, с целью реализации и дальнейшего увеличения объема
исследовательских заданий и умений, формирования творческих способностей
студентов;

• содержание подготовки будущих учителей будет включать задания ис­следовательского характера, отличающиеся систематичностью, преемственно­стью, выполненные в соответствии с требованиями к структуре, логике и пра­вилам оформления научного исследования;

• разработана комплексная дидактическая система по исследовательской
работе студентов.

Задачи исследования:

1. Определить педагогические условия формирования творческих спо­собностей студентов в процессе исследовательской работы.

2. Сориентировать научно-методическую работу преподавателей на ис­следовательскую, с целью их профессионального роста,, что будет способствовать повышению эффективности исследовательской работы студен­тов.

3. Разработать и проверить экспериментальным путем систему исследо­вательской работы по формированию творческих способностей студентов школьного отделения профессионально-педагогического кол­леджа.

4. Разработать методические материалы по исследовательской работе с целью формирования творческих способностей студентов.

Методы исследования:

• методы теоретического исследования (анализ психолого-педагогиче­ской, методической, философской литературы, изучение документации и нор­мативных документов Министерства образования по проблемам развития и
формирования творческих способностей личности, моделирование, абстраги­рование);

• методы эмпирического исследования (обобщение педагогического
опыта, наблюдение за деятельностью студентов и преподавателей; анкетирова­ние; групповые и индивидуальные беседы; интервьюирование различных кате­горий работников образования; тестирование; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент, устные и письменные опросы;

• математические методы обработки результатов исследования.

Наши рекомендации